Дело № 3а- 123/2020
УИД 21 OS 0000-01-2020-000016-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 марта 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Ленковского С.В.,
с участием представителей:
административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Альфа» - Карымова П.А.,
административных ответчиков Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных Чувашской Республики Павловой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семёновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Альфа» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Альфа» (далее Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее Деловой центр, ОКС ) с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 7 914 000 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что Общество является собственником вышеуказанного ОКС, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 22467775, 79 рублей. Указанная кадастровая стоимость существенно превышает его действительную рыночную стоимость, которая согласно отчету от 27 декабря 2019 года № №, выполненному индивидуальным предпринимателем Кудряшовым Д.Г., составляет 7914 000 рублей, что ведет к нарушению прав Общества как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Альфа» Карымов П.А. административный иск поддержал и не согласился с отзывом и рецензией, представленными Бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Представитель Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Павлова Е.С. возражала против удовлетворения иска, поддержала отзыв, представленный в письменном виде и рецензию на отчет.
Представитель Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республике Маркова Е.В. представила письменный отзыв, из которого следует, что не возражала против удовлетворения иска, удовлетворение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Расколова Т.Г. в судебное заседание представила письменное сообщение, из которого следует, что она не возражает против удовлетворения административного иска и просит рассмотреть административное дело без участия указанной службы.
Заинтересованное лицо - представитель администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики в судебное заседание не явилось, не представило в суд письменное возражение и не просило отложить рассмотрение дела, не заявляло о назначении по делу экспертизы.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, не представил письменного отзыва.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке») в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ.
В силу части 3 статьи 6 указанного выше Закона государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 7 данного Закона определение кадастровой стоимости объектов недвижимости возложено на бюджетное учреждение, которое несет ответственность за деятельность, связанную с определением стоимости, а в соответствие статьи 15 уполномоченный орган субъекта утверждает содержащиеся в отчете результаты.
В соответствие с частью 1 статьи 22 данного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Аналогичное право указанных лиц закреплено в части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Согласно разъяснениям, данным в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2016 года №391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики. По результатам проведенных работ указанным учреждением составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 г. №457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 01.01.2019 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики.
Тем самым надлежащими административными ответчиками по заявленным административным истцом требованиям являются Кабинет Министров Чувашской Республики и БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции Чувашской Республики.
Как видно из материалов дела Общество с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Альфа» (далее Общество) имеет в собственности объект капитального строительства (далее Деловой центр, ОКС ) с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 22467775, 79 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 декабря 2019 года № № кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01. 2018 года составляет 22467775, 79 рублей. Сведения о кадастровой стоимости объекта в Единый государственный реестр недвижимости внесены 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 01.01.2019 года.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество юридических лиц.
В силу положений статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Административный истец в соответствии с положениями ст.ст.399, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество юридических лиц, тем самым результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства влияют на его права и обязанности как плательщика налога.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в статье 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
На основании части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В обоснование своих требований административный истец представил суду отчет об оценке от 27 декабря 2019 года № №, согласно которого рыночная стоимость спорного объекта составляет 7914 000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административный ответчик БУ Чувашской Республики «Чуваштехинвентиризация» возражала против удовлетворения иска, но ходатайств о назначении экспертизы не заявила, представив лишь письменный отзыв и рецензию на отчет.
Данная рецензия на отчет сама по себе не является доказательством по делу, поскольку выполнена заинтересованными лицами, так рецензентами являются должностные лица административного ответчика.
И напротив представленный административным истцом отчет подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения.
В отчете проведен анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов капитального строительства, как нежилое административное здание, исходя из положений пункта 22 «в» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611. В рамках сравнительного подхода применил метод корректировок, позволяющий наиболее объективно и достоверно определить рыночную стоимость оцениваемого объекта.
Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
Оценив указанный отчет, суд, приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости капитального строительства с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 7 914 000 рублей сделан оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой, заявлено не было.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности требования административного истца.
Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд 3 февраля 2020 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше объекта Общество в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалось.
Следовательно датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 3 февраля 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - капитального строительства (офисное здание) с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Представитель административного истца Карымов П.А. пояснил, что не желает взыскивать с ответчика размер уплаченной госпошлины и денежные средства, потраченные на оплату проведения отчета.
С учетом изложенного, суд не взыскивает с ответчиков денежные средства, потраченные истцом при рассмотрении данного административного дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства нежилого помещения ( офисное здание ) с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 7914 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 3 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года.