Дело № 2а – 2605/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 28 сентября 2020г.
Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы Магомедрасулов Б.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы к Рустамову Г.Х. о взыскании недоимки начисленной пени по имущественному, транспортному и земельному налогам за 2015- 2017 г. и пени,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы обратилась в суд с иском к Рустамову Г.Х. о взыскании недоимки начисленной пени по имущественному, транспортному и земельному налогам на общую сумму 19869.65 руб. за 2015- 2017г. налоговые периоды.
В обоснование иска указала, что административный ответчик Рустамов Г.Х. в указанные налоговые периоды являлась собственником объектов обложения данными налогами, следовательно, плательщиком земельного, имущественного и транспортного налогов. В ходе проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, выяснено, что задолженность Рустамовым Г.Х. не погашена в полном размере и существует недоимка по указанным налогам.
Рустамов Г.Х. обратился с заявлением о рассмотрении дела без ее участия, и просить отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока обращения истца в суд в рассмотрении иска в упрощенном порядке не возражала.
Поскольку, данное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменное) производство, без проведения устного разбирательства суд, исследовав только представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Положениями ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согалсно ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Плательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст.387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога /ст.388НК РФ/ (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, расположенные в пределах муниципального образования если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога /ст.400 НК РФ/(далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, расположенное в пределах муниципального образования признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговая база / ст.402 НК РФ/ в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога абз. 3 ч.1 ст. 45 НК РФ.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Рустамовым Г.Х. не были уплачены налоги, инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы (далее Инспекция) на недоимку начислены пени и выставлено требование № 3719 сроком уплаты 19.03.2019.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходить к следующему.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно материалам административного дела, налоговым органом ответчику – Рустамову Г.Х. направлено требование №3719 со сроком исполнения 19.03.2019. которое им не исполнено.
Заявлением о вынесении судебного приказа мировому судье истец обратился в ноябре 2019, судебный приказ вынесен 28.11.2019, т.е. с пропуском предусмотренного НК РФ срока обращения /срок исполнения требования 19.03.2019/.
Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 ООО рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, учитывая, что срок исполнения требования №3719 истек 19.03.2019, налоговый орган обратился мировому судье о выдаче судебного приказа в ноябре 2019, судебный приказ вынесен 28.11.2019, т.е. по истечении шестимесячного срока предусмотренного ст.48 НК РФ, о восстановлении срока ходатайство не заявил, уважительные причины пропуска срока не представил.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворения требования о взыскании с Рустамова Г.Х. недоимки начисленной по пени по земельному, имущественному и транспортному налогам, в связи с пропуском срока обращения с иском суд. В связи с этим налоговый орган утратил право на взыскание данной недоимки в принудительном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкала к Рустамову ФИО4 о взыскании недоимки начисленной пени по земельному, имущественному и транспортному налогам в общей сумме 19869.65 руб. за 2015-2017 годы, в связи с пропуском срока обращения в суд отказать, признав их безнадежными к взысканию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня его получения.
Разъяснить сторонам, что если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
Судья Магомедрасулов Б.М.