Дело № 2а-915/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 14 февраля 2018 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Федоровой И.И.при секретаре Новопашиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску Кузьмина Александра Геннадьевича к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 о признании задолженности по уплате налога безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной,
руководствуясь ст.ст. 44,59 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 14,45, 46, 62, 84, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьмина Александра Геннадьевича к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 о признании задолженности по уплате налога безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной удовлетворить.
Признать сумму задолженности Кузьмина Александра Геннадьевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения по уплате транспортного налога за 2010 в размере 33563,35 рублей, пени в размере 21 458,64рублей безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме будет изготовлено 19 февраля 2018 года.
Председательствующий судья: (подпись) И.И. Федорова
Копия верна: судья И.И.Федорова
Дело № 2а-915/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 14 февраля 2018 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Федоровой И.И.при секретаре Новопашиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску Кузьмина Александра Геннадьевича к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 о признании задолженности по уплате налога безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмин А.Г. обратился в суд с административным иском к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (далее по тексту ИФНС России по г.Тюмени №1) о признании задолженности по уплате транспортного налога в сумме 33563,35 рублей, пени в размере 21 972,81 рублей безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной. Обращение в суд мотивировано тем, что на сайте Госуслуг в разделе «налоговая задолженность» в отношении него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержится запись о наличии задолженности по транспортному налогу и пени в указанном выше размере. На обращение к ответчику с заявлением о разъяснении порядка формирования вышеуказанной задолженности ему было сообщено об отсутствии информации об объекте налогообложения, налоговом периоде, за который произведен расчет. Истец зарегистрирован в г.Тюмени с 2013, собственником транспортных средств не является, уведомлений о начислении транспортного налога и пени не получал, требования об уплате недоимки не выносились, из устных пояснений сотрудников ответчика стало известно, что задолженность сформировалась за 2009. Учитывая, что обязанность по уплате транспортного налога за 2009 возникла 01.12.2010, срок привлечения к ответственности и возможность обращения в суд у ответчика истек 01.12.2013.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Ошуркова О.П. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала по доводам, изложенным в иске, уточнив, что сумма задолженности по транспортному налогу определена за 2010 год, неоднократные обращения к ответчику с заявлениями об исключении задолженности оставлены без удовлетворения, наличие указанной задолженности по налогам нарушает права ее доверителя.
Представитель ответчика ИФНС России по г.Тюмени № 1 Шардаков В.А. в судебном заседании с иском не согласился, поддержал доводы письменных возражений. Суду пояснил, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, согласно лицевому счету за истцом числиться задолженность по транспортному налогу в размере 33 563,35 рублей, пени в размере 22 450,25 рублей. В силу ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 01.01.2018, задолженность Кузьмина А.Г. признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Из материалов дела следует, что Кузьмин А.Г. имел в собственности транспортные средства, которые сняты с регистрационного учета 25.01.2010, Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области определена задолженность административного истца по транспортному налогу за 2010 в размере 33 563,35 рублей и пени за несвоевременную уплату налога и 03.06.2015 передана в Межрайонную ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра, которая, в свою очередь, 05.08.2016 указанную задолженность передала в ИФНС России по г.Тюмени № 1. По состоянию на 11.01.2018 у Кузьмина А.Г. имеется задолженность по транспортному налогу за 2009 в сумме 33 563,35 рублей, пени по транспортному налогу в размере 21 458,64рублей.
Конституция РФ в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 19 августа 2010 N ЯК-7-8/393@.
Согласно пунктам 1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктом 4 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение N 2 к Порядку) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка.
Согласно пункту 4 Перечня документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, являются:
а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;
б) справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение N 2 к Порядку).
Доказательств того, что административным ответчиком предпринимались каких-либо меры по взысканию указанной выше недоимки не представлено, срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций истек 01.12.2013года.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что в отношении спорной суммы задолженности истекли установленные законом сроки по взысканию, при этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не установлено, в связи с чем налоговым органом утрачена возможность ее взыскания.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ следует исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.
Таким образом, правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной, наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку из материалов дела следует, что возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2010, пени на указанную недоимку утрачена, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании безнадежной к взысканию вышеназванной задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Кроме того, частью 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
В силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2010, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, вместе с тем, до настоящего времени решение о списании спорной недоимки в отношении административного истца налоговым органом не принято, что нарушает его права и является основанием для удовлетворения исковых требований Кузьмина А.Г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 44,59 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 14,45, 46, 62, 84, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьмина Александра Геннадьевича к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 о признании задолженности по уплате налога безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной удовлетворить.
Признать сумму задолженности Кузьмина Александра Геннадьевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения по уплате транспортного налога за 2010 в размере 33563,35 рублей, пени в размере 21 458,64рублей безнадежной к взысканию, обязанности по ее уплате прекращенной.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2018 года.
Председательствующий судья: И.И. Федорова