Дело № 12-19/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
25 января 2018 года г.Советская Гавань
Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Абубакирова М.В.,
с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшего лейтенанта полиции Захарук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края по адресу: г.Советская Гавань ул. Советская д.21, жалобу КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" на постановление мирового судьи судебного участка № 41 г. Советская Гавань Хабаровского края от 22.08.2017 года по делу об административном правонарушении о привлечении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 41 г. Советская Гавань Хабаровского края от 22.08.2017 года КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
В жалобе на постановление КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" указывает на то, что учреждение не является субъектом совершенного административного правонарушения, поскольку фактически лицом, ответственным за состояние участка автомобильной дороги является ОАО "ПМК-83", которому переданы соответствующие функции по содержанию автомобильной дороги и предоставляется финансирование. Невыполнение или некачественное выполнение подрядчиком работ в рамках заключенного государственного контракта также не может свидетельствовать о том, что учреждение является субъектом административной ответственности, поскольку такие действия (бездействие) не являются виновными действиями самого учреждения. Ненадлежащее же осуществление контроля (надзора) за качеством выполненных работ не охватывается диспозицией ст.19.5 КоАП РФ, а представляет собой неисполнение гражданско-правового обязательства в рамках заключенного государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги. Акты составленные должностным лицом не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством РФ к процессуальным документам, фиксирующим событие административного правонарушения. ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району не доказано, что зафиксированные 01.06.2017 года нарушения являются нарушениями, выявленными 27.07.2017 года. В нарушение ст.28.2 КоАП РФ КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о дате и времени составления протокола об административном правонарушении уведомлено не было.
Представитель КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, согласно ходатайства, направленного в адрес суда просил рассмотреть жалобу без его участия.
Выслушав доводы государственного инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старший лейтенант полиции Захарук Н.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовав доказательства, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 27 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что 01.06.2017 года ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району была проведена внеплановая выездная проверка, в отношении юридического лица – КГКУ "Хабаровскуправтодор", по результатам которой начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края КГКУ «Хабаровскуправтодор» выдано предписание №12 от 01.06.2017 года, согласно которому в целях устранения нарушений на автомобильной дороге г.Советская Гавань - р.п.Ванино, предлагается организовать: восстановить ограждение на участке с км 3 +300 м по км 3 +442 м с правой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; восстановить ограждение на участке с км 3 +442 м по км 3 +611 м с правой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; восстановить ограждение на участке с км 3 +299 м по км 3 +442 м с левой стороны по ходу движения из г.Советская Гавань; понизить балки барьерных ограждений начальных и концевых участков до поверхности дороги. Срок исполнения предписания установлен до 06.06.2017 года.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п.4.4.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения» Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением.
Согласно п.8.1.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» начальный и концевой участки барьерного и парапетного ограждения, устанавливаемого на обочине, устраивают с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна. При этом балки барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных ограждений начальных и концевых участков понижают до поверхности дороги.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, предписание от 01.06.2017 года №12 было выдано КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» должностным лицом - начальником ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края, в пределах компетенции и в соответствии с должностными полномочиями. Однако КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» на автомобильной дороге г.Советская Гавань - р.п.Ванино Советско-Гаванского района Хабаровского края указанное предписание не исполнило, что подтверждается актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 27.07.2017 года. В результате чего государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району старшим лейтенантом полиции Захарук Н.В. в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" был составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическом лицом, о привлечении к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
В жалобе на постановление ставится вопрос об его отмене по тем основаниям, что КГКУ "Хабаровскуправтодор" не были извещены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором) выносится с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в отсутствие данного лица протокол (постановление о возбуждении дела) может быть составлен в случае неявки законного представителя юридического лица, если оно извещено в установленном порядке. При составлении протокола (постановления о возбуждении дела) об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть разъяснены права и обязанности, предоставлена возможность ознакомления с протоколом (постановлением). Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления о возбуждении дела). В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол (постановление о возбуждении дела) об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола (постановления о возбуждении дела) об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (постановления).
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, из положений ст.ст.25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его вынесении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно имеющегося в материалах дела уведомления начальника ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району от 18.07.2017 года, направленного в адрес КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", учреждению предлагалось предоставить уполномоченного представителя для участия в проведении проверки ранее выданных предписаний № 11, 12, 14 от 01.06.2017 года на 27.07.2017 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что извещение о проведении проверки ранее выданных предписаний не является уведомлением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а протокол об административном правонарушении от 27.07.2017 года в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог составлен в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ – при отсутствии представителя юридического лица и без надлежащего извещения лица о месте и времени его составления, а также возможности ознакомления, что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку это влечет нарушение его права на защиту, поскольку он был лишен возможности знать, в чем обвиняется.
Данному обстоятельству мировым судьей дана не верная правовая оценка и протокол об административном правонарушении принят как допустимое доказательство по делу об административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
В силу ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении требования ст. 28.2 КоАП РФ соблюдены не были. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка 41 г.Советская гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края вынесенные в отношении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи участка № 41 г. Советская Гавань Хабаровского края по делу об административном правонарушении № 5-639/2017 от 22.08.2017 г. о привлечении КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Советско-Гаванского городского суда
Хабаровского края М.В. Абубакирова