Дело <№ обезличен>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, присвоении статуса многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратились в суд с иском, которым просила признать незаконным отказ Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области (<№ обезличен> от <дата>) в присвоении статуса многодетной семьи, просила обязать выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование требований указала, что ФИО2 является матерью троих детей: ФИО8 <дата> рождения, ФИО9 <дата>. рождения, ФИО5 <дата> рождения, которые постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Муж ФИО2 – ФИО1 (отец троих несовершеннолетних детей) зарегистрирован в <адрес>, однако, фактически проживает вместе со своей супругой и несовершеннолетними детьми в Московской области.
В судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила своего представителя которая поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, которым просил суд в иске отказать, в связи с его необоснованностью.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ФИО2 является матерью троих детей: ФИО8 <дата> рождения, ФИО9 <дата>. рождения, ФИО5 <дата> рождения.
<дата> ФИО6 и ФИО1 (после заключения брака – ФИО10) заключили брак и в настоящее время они совместно проживают вместе с тремя детьми по адресу: <адрес>, ведут совместное хозяйство, содержат и воспитывают троих детей.
Судом установлено, что ФИО2 обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи. В удовлетворении заявления истцу отказано в связи с отсутствием у её супруга регистрации по месту жительства в Московской области.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае: представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений ГК РФ и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом обоснованно принято во внимание, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
ФИО7, допрошенная в качестве свидетеля в ходе судебного разбирательства, подтвердила факт совместного проживания семьи ФИО1 вместе со своей супругой ФИО2 и тремя несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, свидетель предупрежден об уголовной ответственности по ст.307-308 УК РФ, показания давала логично и последовательно.
Судом с достоверностью установлено, что отец несовершеннолетних детей, супруг ФИО2 – ФИО1 постоянно проживает со своей семьей по адресу: <адрес>. По месту своей регистрации в <адрес> за оформлением удостоверения многодетной семьи не обращался, и не получает социальных выплат в органах социальной защиты населения, что следует из справки от <дата> <№ обезличен>.
Согласно сообщению УМВД Росси по г.о. Химки от <дата>. № б/н, по адресу: <адрес> установлено проживание ФИО2, которая проживает со своим несовершеннолетними детьми: ФИО12 <дата> рождения, ФИО11 <дата>. рождения, ФИО13 <дата> Также в квартире проживает ФИО1, <дата>.р., проживание иных лиц не установлено.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес>, Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки от <дата>., усматривается, что в обследуемой квартире, проживают ФИО2, ФИО1, ФИО8 <дата> рождения, ФИО9 <дата>. рождения, ФИО5 <дата>, в ходе обследования установлено, что взаимоотношения в семье теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и взаимопомощи.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд, с учетом установленных обстоятельств, приходит к выводу о том, что истец вместе со своими несовершеннолетними детьми и супругом проживают в г. Химки Московской области и её право на получение удостоверения должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социального развития Московской области.
Доводы стороны ответчика о том, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения по кругу лиц получателя мер социальной поддержки, поскольку они устанавливаются законодательством субъекта и реализуются исключительно за счет его средств, суд находит необоснованными.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, присвоении статуса многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области (<№ обезличен> от <дата> об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать ФИО2 удостоверение многодетной семьи.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Судья: Н.Н. Тягай