УИД № 11RS0001-01-2021-012757-89 Дело № 2а-7586/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
с участием представителя АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Старковой Л.Ю., представителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми Тебенькова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Комышевой Анне Сергеевне, УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора или уменьшении его размера,
установил:
АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» обратилось в суд с административным иском к МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 55691/21/11022-ИП или уменьшении его размера, указывая в его обоснование, что на дату вынесения судебным приставом – исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.07.2021 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16.03.2021 по делу № 2-1705/2021 должником по исполнительному производству было исполнено 19.07.2021.
В порядке статей 41 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Комышева А.С.
Представитель АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Старкова Л.Ю. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала.
Представитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми возражал против удовлетворения иска.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Комышева А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по правилам, предусмотренным статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд не явилась.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Выслушав пояснения представителей АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16.03.2021 по делу № 2-1705/2021 с АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в пользу Свириной Н.Г. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000000 рублей, в пользу Свириной Е.В. - компенсация морального вреда в размере 1000000 рублей, в пользу Свириной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Свирина Г.И., - компенсация морального вреда в размере 1200000 рублей, в пользу Свириной Е.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Антоновского И.В., компенсация морального вреда в размере 1200000 рублей.
Сыктывкарским городским судом Республики Коми взыскателю был выдан исполнительный лист от 10.06.2021 ФС № 035386689, который предъявлен к принудительному исполнению.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми на основании указанного исполнительного листа вынесено постановление от 24.06.2021 о возбуждении исполнительного производства № 55691/21/11022-ИП, в названном постановлении должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Указанное постановление получено административным истцом через ЕПГУ 29.06.2021.
Согласно платежному поручению от 19.07.2021 № 433265 на депозитный счет МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми административным истцом перечислены денежные средства в размере 3400000 руб. в счет погашения задолженности по исполнительному производству № 55691/21/11022-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Комышевой А.С. от 21.07.2021 с АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» взыскан исполнительский сбор в размере 238000 рублей.
Частью 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
Согласно статье 12 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ).
Из положений статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ следует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В пункте 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд РФ указал, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В обоснование своих доводов об освобождении от взыскания исполнительского сбора административный истец указывает на то, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 24.06.2021 получена им по почте 21.07.2021, на дату получения копии постановления на бумажном носителе решение суда было исполнено (19.07.2021).
Вместе с тем, как усматривается из установленных при разрешении дела обстоятельств и доказательств по делу, копия указанного постановления получена административным истцом 29.06.2021 посредством электронного отправления. С учетом даты исполнения решения суда требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок должником не исполнены, уважительности причине невозможности такого исполнения в суд не представлено.
При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» не исполнены, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 в постановлении № 50, оснований для освобождения АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» от уплаты исполнительского сбора суд не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что на основании положений части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П.
В пунктах 2, 3 Постановления Конституционный Суд РФ от 30.07.2001 № 13-П указано, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом размер взыскания, установленный Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, представляет собой лишь допустимый максимум и может быть снижен правоприменителем.
Согласно пункту 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Учитывая пояснения представителя АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в судебном заседании, представленные в материалы дела доказательства, из которых следует, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, еще до получения копии постановления на бумажном носителе, АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» решение суда было исполнено, суд с учетом степени вины должника, предпринятых административным истцом мер для исполнения требований исполнительного документа, приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора с 238000 рублей до 158666,67 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» удовлетворить частично.
Снизить размер исполнительского сбора, взысканного с АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 21.07.2021 по исполнительному производству № 55691/21/11022-ИП, на одну четверть, то есть до 158666,67 рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>