Дело № 2-771/2019
РЕШЕHРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Вельск 11 сентября 2019 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при помощнике судьи Боковиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – администрация РњРћ «Вельский муниципальный район») обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє отделу судебных приставов РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ (далее – РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам) РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ СЃСѓРјРјРµ 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам УФССП РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ.
Р’ обоснование заявленного требования указано, что решением Вельского районного СЃСѓРґР° Архангельской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ удовлетворено РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Вельского района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РѕР± оспаривании бездействия администрации муниципального образования В«<адрес>В» РїРѕ разработке Рё утверждению схемы водоснабжения поселения. Р’ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° администрацию РњРћ В«<адрес>В» возложена обязанность разработать Рё утвердить схему водоснабжения Рё водоотведения муниципального образования В«<адрес>В», соответствующую Требованиям Рє содержанию схем водоснабжения Рё водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 05 сентября 2013 РіРѕРґР° в„– 782 «О схемах водоснабжения Рё водоотведения». Решение СЃСѓРґР° вступило РІ законную силу. ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ, должнику установлен 5-дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований, содержащихся РІ исполнительном документе. Определением Вельского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ учетом определения РѕР± исправлении РѕРїРёСЃРєРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, произведена замена должника СЃ администрации муниципального образования В«<адрес>В» РЅР° администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район». ДД.РњРњ.ГГГГ администрация РњРћ «Вельский муниципальный район» обратилась РІ РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам СЃ заявлением Рѕ прекращении исполнительного производства РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ фактическим исполнением требований решения СЃСѓРґР°. ДД.РњРњ.ГГГГ вынесено постановление Рѕ прекращении исполнительного производства. ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ Рѕ взыскании СЃ администрации РњРћ «Вельский муниципальный район» исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 рублей. Между тем, истец полагает, что администрация РњРћ «Вельский муниципальный район» подлежит освобождению РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, так как схема водоснабжения Рё водоотведения разработана Рё утверждена постановлением главы РњРћ «Вельский муниципальный район» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–. Взыскание дополнительных расходов РІ РІРёРґРµ исполнительского СЃР±РѕСЂР° создаст дополнительную нагрузку РЅР° дефицитный бюджет муниципального образования. Администрацией приняты РІСЃРµ зависящие РѕС‚ нее меры для исполнения исполнительного документа.
Определением Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по Архангельской области и НАО).
В судебное заседание представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» не явился. Представитель по доверенности Акентьева К.А. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё РќРђРћ РІ судебное заседание СЃРІРѕРёС… представителей РЅРµ направили. Р’ соответствии СЃ представленным отзывом начальник отдела – старший судебный пристав РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам, одновременно действующая РїРѕ доверенности РѕС‚ УФССП РїРѕ Архангельской области Рё РќРђРћ, Хованова Рњ.Р. просила рассмотреть дело без участия представителей ответчиков. РР· представленного СЃСѓРґСѓ отзыва следует, что РґРѕРІРѕРґС‹, указанные РІ заявлении, РЅРµ являются фактами, подтверждающими надлежащее исполнение решения СЃСѓРґР° Рё принятие должником всех возможных мер для его исполнения. РљСЂРѕРјРµ того, РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ РЅРµ может являться ответчиком РїРѕ данному делу.
Третье лицо администрация муниципального образования «Солгинское» в судебное заседание своего представителя не направило.
Заместитель прокурора Вельского районного Козлов М.Ю. просил рассмотреть дело без участия прокурора.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без участия лиц, участвующих в деле.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Законом).
На основании ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия - взыскивать исполнительский сбор.
В силу ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Пунктом 3 ст. 112 Закона определено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 ст. 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, содержащимся РІ Постановлении РѕС‚ 30 июля 2001 РіРѕРґР° в„– 13-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ относится, РїРѕ сути, Рє мерам принуждения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ несоблюдением законных требований государства. Данная мера является РЅРµ правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы РїРѕ совершению исполнительных действий, осуществленных РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ принудительного исполнения судебных Рё иных актов (как это имеет место РїСЂРё взыскании СЃ должника расходов РїРѕ совершению исполнительных действий), Р° представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. Рсполнительскому СЃР±РѕСЂСѓ как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: РѕРЅ имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается РІ случае совершения правонарушения, Р° также зачисляется РІ бюджет Рё РІРѕ внебюджетный фонд, средства которых находятся РІ государственной собственности. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции административного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такому СЂРѕРґСѓ мерам юридической ответственности.
Судом установлено, что решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворено исковое заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по разработке и утверждению схемы водоснабжения поселения, признано незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения. На администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования «<адрес>», соответствующую Требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
РќР° основании выданного Вельским районным СЃСѓРґРѕРј Архангельской области РїРѕ данному делу исполнительного листа серии ФС в„–, судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Вельскому Рё Шенкурскому районам ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении администрации РњРћ В«<адрес>В» возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ, должнику установлен СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований, содержащихся РІ исполнительном документе, РІ течение 5 дней СЃ момента получения должником настоящего постановления.
Определением Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об устранении описки от ДД.ММ.ГГГГ, произведена замена стороны в исполнительном производстве с администрации МО «Солгинское» на администрацию МО «Вельский муниципальный район».
В установленный срок решение суда исполнено не было в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании с должника администрации МО «Вельский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об освобождении от уплаты которого, заявлены исковые требования, не уплачен.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация МО «Вельский муниципальный район» указывает, что схема водоснабжения и водоотведения разработана и утверждена постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проанализировав представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований в совокупности с обстоятельствами данного дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца.
В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Постановлении РѕС‚ 30 июля 2001 РіРѕРґР° в„– 13-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такому СЂРѕРґСѓ мерам юридической ответственности, РѕРґРЅРёРј РёР· принципов которой является наличие РІРёРЅС‹ как элемента субъективной стороны правонарушения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· общих принципов исполнения обязательств, дефицит бюджета должника РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ ответственности. Вместе СЃ тем, РІ рассматриваемом случае администрацией РњРћ «Вельский муниципальный район» приняла РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІСЃРµ зависящие РѕС‚ нее меры для исполнения решения СЃСѓРґР°.
Таким образом, учитывая установленные РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства конкретные обстоятельства, принимая РІРѕ внимание ограниченность бюджетного финансирования, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии РІ данном случае предусмотренных СЃС‚. 401 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации оснований для освобождения администрации РњРћ «Вельский муниципальный район» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, исковые требования РїРѕ отношению Рє Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Архангельской области Рё Ненецко░ј░ѓ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░ѓ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Џ ░њ░ћ ░«░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░ї░Ђ░ѕ░Џ░І░░░»░° ░‚░ѓ ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░Њ ░·░°░±░ѕ░‚░»░░░І░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░ѕ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░є░°░є░°░Џ ░ѕ░‚ ░Ѕ░µ░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░»░°░Ѓ░Њ ░ї░ѕ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░ѓ ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░░ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ░ј ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░‚░°, ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░»░° ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░µ ░ј░µ░Ђ░‹ ░ґ░»░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░░ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░░ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ. ░░·░ѓ░‡░░░І ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░Ѕ░µ░І░░░Ѕ░ѕ░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░░░є░° ░І ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ґ░»░Џ ░ґ░ѕ░±░Ђ░ѕ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░Њ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░°, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░Ѕ░°░»░░░‡░░░░ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░°, ░‡░µ░ј ░Ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ї░Ђ░°░І░° ░░░Ѕ░‹░… ░»░░░†.
░ћ░Ў░џ ░ї░ѕ ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░░ ░░░µ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°░ј ░Ѕ░µ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░»░░░†░ѕ░ј, ░ї░ѕ░Ќ░‚░ѕ░ј░ѓ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░° ░є ░Ѕ░µ░ј░ѓ ░є░°░є ░є ░Ѕ░µ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░ј░ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѓ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ћ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ї░µ░Ђ░µ░ґ░°░‡░░ ░ґ░µ░»░° ░ї░ѕ ░ї░ѕ░ґ░Ѓ░ѓ░ґ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І ░›░ѕ░ј░ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і. ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░° ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░µ ░ґ░µ░»░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░ѕ ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░ј ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░є ░Ѓ░І░ѕ░µ░ј░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ ░Ѓ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░Ђ░°░І░░░» ░ї░ѕ░ґ░Ѓ░ѓ░ґ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‡. 8 ░Ѓ░‚. 112 ░—░°░є░ѕ░Ѕ░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░░░є░° ░ѕ░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-198 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░,
░Ђ░µ░€░░░»:
░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░µ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░є ░ѕ░‚░ґ░µ░»░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░░ ░░░µ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°░ј ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░ќ░µ░Ѕ░µ░†░є░ѕ░ј░ѓ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░ѓ ░░ ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░ќ░µ░Ѕ░µ░†░є░ѕ░ј░ѓ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░ѓ ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° - ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░ћ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░░░‚░Њ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ 50000 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░°-░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Џ ░ѕ░‚░ґ░µ░»░° ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░░ ░░░µ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°░ј ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ї░ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ ░„–-░░џ, ░І░ѕ░·░±░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ ░є ░Ѕ░µ░ј░µ░ґ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░» ░є ░ѕ░‚░ґ░µ░»░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░░ ░░░µ░Ѕ░є░ѓ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°░ј ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░░░Ѓ░‚░°░І░ѕ░І ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░ќ░µ░Ѕ░µ░†░є░ѕ░ј░ѓ ░°░І░‚░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░ѓ ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░Ђ“ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░І ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░ј ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░ј ░Ѓ░ѓ░ґ░µ ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░’░µ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░ќ.░’. ░Ў░░░ґ░ѕ░Ђ░°░є