УИД 61OS0000-01-2021-000270-03
Дело № 3а-267/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2021 года город Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе
председательствующего Шикуля Е.В.,
при секретаре Канкуловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нугуманова Рустама Наильевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Нугуманов Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость равной рыночной нежилого помещения с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1988,7 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по состоянию на 23 мая 2016 года в размере 6 110 140 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником нежилого помещения, кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 58 956 065, 51 руб., что значительно выше его рыночной стоимости, определенной оценщиком, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
После уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец в лице представителя по доверенности Волконитина А.С. просит суд установить кадастровую стоимость помещения равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 мая 2016 года в сумме 6 554 000 руб., определенной по итогам судебной оценочной экспертизы.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ростовской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области, в качестве заинтересованного лица –Администрация города Шахты.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Волконитин А.С. просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 23 мая 2016 года равной рыночной стоимости в сумме, определенной судебной оценочной экспертизой.
Представители административных ответчиков Правительства Ростовской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области по доверенностям Венецкая Е.И. и Балудина Е.С. против удовлетворения уточненных административным истцом требований не возражали.
Административный истец и представитель Администрации города Шахты в судебное заседание не явились.
Суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав пояснения представителей административного истца и административных ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 27 июля 2017 года № 1174-ЗС «Об установлении единой даты применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц – 1 января 2018 года.
Действующие результаты определения кадастровой стоимости зданий, строений, сооружений утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881 по состоянию на 1 января 2016 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 упомянутого Федерального закона.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1988,7 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Государственный кадастровый учет осуществлен 23 мая 2016 г., дата регистрации права собственности – 10 июня 2016 г. Помещение расположено в здании с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Кадастровая стоимость помещения определена по состоянию на 23 мая 2016 г. и внесена в ЕГРН 21 октября 2018 г. в размере 58 956 065, 51 руб. с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27 декабря 2016 года № 881.
Административный истец считает кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости завышенной, и, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет основанную на правовых актах заинтересованность в приведении кадастровой стоимости помещения в соответствие с его рыночной стоимостью, в связи с чем вправе инициировать пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Воспользовавшись предоставленным статьёй 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование заявленных требований подготовленный оценщиком ИП ФИО1 отчёт об оценке недвижимого имущества № 212-20 от 30 ноября 2020 г., в котором рыночная стоимость объекта оценки определена в размере 6 110 140 рублей.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС Российской Федерации).
Суд, учитывая наличие ходатайств представителей административного истца и Правительства Ростовской области о назначении судебной оценочной экспертизы, а также количественные показатели разницы между кадастровой стоимостью и выводом оценщика о рыночной стоимости нежилого помещения, с целью проверки доказательств назначил по делу судебную экспертизу по вопросу о рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на 23 мая 2016 года с учетом его индивидуальных особенностей. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «Южный региональный центр экспертизы и оценки «АС-Консалтинг» ФИО2
Согласно заключению эксперта ФИО2 № 391/21 от 8 ноября 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 23 мая 2016 года с учетом его индивидуальных особенностей составила 6 554 000 руб.
Возражений, замечаний относительно выводов судебного эксперта от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Напротив, административный истец по результатам судебной экспертизы уточнил административные исковые требования, административные ответчики не возражали против уточненных требований.
Оценив представленные доказательства, суд считает возможным положить в основу решения относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости выводы, содержащиеся в заключении судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 КАС Российской Федерации, суд находит, что экспертное заключение соответствует вопросу, поставленному перед экспертом, его выводы последовательны, не противоречат материалам дела и представленным доказательствам, отвечают принципам полноты и обоснованности. Использованная экспертом информация соответствует критериям достаточности и проверяемости. В заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, экспертом производился осмотр помещения.
Экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Выводы о размере рыночной стоимости объекта, изложенные в названном заключении, являются аргументированными и убедительными.
Из заключения следует, что определённая в нём итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки.
В результате анализа рынка недвижимости Ростовской области объектов специализированного сельскохозяйственного назначения, полноты и достоверности исходной информации по объекту исследования, с учетом индивидуальных особенностей исследуемого объекта и его технического состояния, характеризующегося как неудовлетворительное, не пригодное к эксплуатации в текущем состоянии, с учетом цели и задачи оценки, а также с учетом отсутствия информации для применения доходного подхода, экспертом принято решение произвести расчет рыночной стоимости объекта исследования с применением затратного и сравнительного подходов.
Экспертом в таблице приведен расчет затрат на воспроизводство объекта капитального строительства, расчет физического износа с применением поэлементного метода. Стоимость нежилого помещения, полученная в рамках затратного подхода, составила 6 554 000 руб.
В рамках сравнительного подхода экспертом произведен расчет стоимости единого объекта недвижимости (здание + земельный участок), в связи с этим произведен и расчет стоимости объекта капитального строительства без учета земельного участка. В заключении содержатся таблицы, расчёты и пояснения к ним, подробное обоснование необходимости применения или неприменения конкретных корректировок. Стоимость нежилого помещения, полученная в рамках сравнительного подхода, составила 3 619 000 руб.
При согласовании результатов эксперт пришел к выводу, что в качестве итоговой величины рыночной стоимости объекта исследования принимается стоимость, полученная в рамках затратного подхода, поскольку он максимально учитывает индивидуальные особенности объекта исследования- специфику и функциональное назначение объекта, его физическое состояние.
Оснований не доверять выводам проведенной по делу судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах суд, проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, и учитывая, что административный истец уточнил заявленные требования в соответствии с заключением эксперта, а также учитывая отсутствие возражений Правительства Ростовской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области относительно выводов эксперта, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости согласно указанному заключению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1988,7 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, равной рыночной по состоянию на 23 мая 2016 года в размере 6 554 000 рублей.
Дата подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения считать 3 сентября 2021 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Шикуля
Решение в окончательной форме принято 16 декабря 2021 года
Судья Е.В. Шикуля