Судья Охапкина О.Ю. Дело № 33-6834/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Драчева Д.А., Суринова М.Ю.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
27 сентября 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 июля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Переславского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Переславль-Залесский принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в с.Петрищево Переславского района Ярославской области, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем в с.Петрищево Переславского района Ярославской области, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество».
Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия
установила:
Переславский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа города Переславля-Залесского, в котором просил возложить на ответчика обязанность принять меры к организации, проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в с.Петрищево и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требований указанного законодательства. Установлено, что на территории Переславского района Ярославской области находится действующее место захоронения - общественное кладбище в с.Петрищево, общей площадью 3 000 кв.м. Данное общественное кладбище является открытым, действующим, находится в ведении ответчика. В отношении земельного участка под кладбищем не проведено межевание, не определены границы, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Отсутствие описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика администрации городского округа г.Переславль-Залесский по доверенности Овсянникова В.И. против удовлетворения требований прокурора возражала. Полагала, что действующим законодательством обязанность органа местного самоуправления по проведению кадастровых работ не предусмотрена. Процессуальным истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц. В бюджете городского округа денежные средства на проведение соответствующих работ отсутствуют.
Представитель управления муниципальной собственностью администрации города Переславля-Залесского по доверенности Маковеева Е.А. против удовлетворения исковых требований прокурора возражала (л.д.12).
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласна Администрация городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав возражения прокурора Постниковой М.Ю., судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения и удовлетворению не подлежит.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, земельный участок, предполагаемый для целевого соответствующего использования, должен быть сформирован как объект недвижимости, не исполнение обязанности по межеванию земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет нарушает интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и положениях закона - Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды».
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела исследованы. Нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действующее законодательство не содержало требований о постановке земельного участка под кладбищем на кадастровый учет и проведения его межевания, отсутствии у органа местного самоуправления обязанности осуществлять постановку на учет и регистрировать ранее сформированные и используемые участки, а также ссылка на то, что размер земельного участка для кладбища определяется в соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», что свидетельствует об ограниченности круга лиц, не опровергают правильности вывода суда.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 9 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения (п. 22).
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 данного Федерального закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4). Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1).
Статья 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2001 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Из материалов дела следует, что на территории Переславского района Ярославской области находится действующее место захоронения – общественное кладбище в с. Петрищево, общей площадью 3 000 кв.м.
Местоположение границ земельного участка, занятого кладбищем, не определено, соответствующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства в соответствии с нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что не приведение территории кладбища в соответствии с требованиями действующего законодательства, не установление границ земельного участка, не проведение его межевания под кладбищем, не постановка на ГКН нарушает интересы неопределенного круга лиц. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения и, соответственно, о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Ссылки в жалобе, что предоставление места под захоронение не требует какого-либо административного решения, связанного с переходом прав на земельный участок, предоставление места под захоронение на территории кладбища осуществляется в рамках работ по эксплуатации и содержанию кладбища с учетом вышеприведенных мотивов не влияет на постановленное по делу решение.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что в данном случае имеет место вмешательство в хозяйственную деятельность учреждений по захоронению, в деятельность органа местного самоуправления, судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку представленных доказательств и не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи