Решение по делу № 2а-1722/2019 от 01.07.2019

76RS0022-01-2019-001512-14

Дело № 2а-1722/2019

Изг.31.03.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

23 декабря 2019 года

Заволжский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ратехиной В.А.

при секретаре Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному исковому заявлению Тюрина Сергея Александровича к департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля об оспаривании приказа директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля № 728 от 25.02.2019 г.,

у с т а н о в и л:

Тюрин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля (с учетом заявления об уточнении иска, т. 1 л.д. 163-173) об оспаривании приказа директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля № 728 от 25.02.2019 г.

В обоснование административного иска указано, что 14.01.2004 г. Тюрин С.А. обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля и управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля с заявлениями о предоставлении земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

Ранее на указанном земельном участке размещалась начальная школа № 48, 1910 года постройки, земельный участок площадью 1200 кв.м. был предоставлен отделу образования администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации начальной школы № 48 г. Ярославля. В 2003г. здание школы было уничтожено в результате пожара.

Постановлением мэра г. Ярославля от 06.07.2004 г. № 2675 признаны утратившими силу постановление мэра г. Ярославля от 20.01.1993 г. № 20 в части передачи земельного участка площадью 1200 кв.м. отделу образования администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля и свидетельство о праве пользования землей № 02-64/ю от 25.03.1994г.

На основании договора от 26.07.2004 г., заключенного между КУМИ мэрии г. Ярославля в лице представителя Тюрина С.А., и ГУПТИ УН по Ярославской области, была осуществлена техническая инвентаризация объекта по адресу: <адрес>.

11.11.2004 г. на основании решения комиссии по градостроительной политике мэрии г. Ярославля (протокол от 05.11.2004 г. № 38) Тюрину С.А. выдано разрешительное письмо № 452 на получение технических условий и согласований на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

Тюриным С.А. были выполнены все предписанные со стороны территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля технические условия, в том числе за счет собственных денежных средств были выполнены работы по уборке территории здания школы от последствий пожара, вывозу строительного мусора на полигон «Скоково».

Постановлением мэра г. Ярославля № 3505 от 29.07.2005 г. Тюрину С.А. было предварительно согласовано размещение индивидуального жилого дома по <адрес> ориентировочной площадью 0,09 га и разрешено выполнение проектных работ, также Тюрину С.А. постановлено оформить в установленном порядке документы на земельный участок. Размещение жилого дома было согласовано с КУМИ мэрии г. Ярославля, территориальной администрацией Заволжского района мэрии г. Ярославля, департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Тюриным С.А. были получены разрешения соответствующих компетентных органов.

Тюриным С.А. были выполнены землеустроительные работы и возведены на земельном участке 1200 кв.м. следующие объекты недвижимости: трехэтажный индивидуальный жилой дом, деревянная баня, 2017 года постройки.

В настоящее время Тюрин С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 937 кв.м. и трехэтажного жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

При этом деревянная баня является капитальным объектом недвижимости, фактически размещена на земельном участке общей площадью 1200 кв.м., то есть в границах сформированного и используемого в период с 2004 по 2019 гг. Тюриным С.А. земельного участка, ранее предоставленного отделу образования территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля для эксплуатации начальной школы № 48 г. Ярославля.

В настоящее время споров по границам земельного участка площадью 1200 кв.м. со смежными землепользователями не имеется.

В 2019 г. специалистами ООО «Горизонт» было проведено новое межевание земельного участка площадью 1200 кв.м. по фактическому пользованию земельным участком и по периметру всего земельного участка, который полностью огорожен забором.

Приказом ДАЗО мэрии г. Ярославля от 09.11.2018 г. № 5037 индивидуальному жилому дому, расположенному по <адрес>. Одновременно земельному участку с кадастровым номером , расположенному по <адрес>

В начале 2019 г. Тюрин С.А. обратился в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Приказом директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля № 728 от 25.02.2019 г. Тюрину С.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка 4 по <адрес>, на основании подп. 8, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

- в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Согласно карте градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4). В соответствии с регламентом данной территориальной зоны максимальная площадь земельных участков для размещения объектов капитального строительства устанавливается 0,10 га. Площадь образуемого путем перераспределения земельного участка составляет 1212 кв.м., что противоречит регламенту зоны;

- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ: схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как нарушены предусмотренные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, образуемый земельный участок частично расположен в нормативных границах улиц местного значения: 2-ой <адрес> и <адрес>. В соответствии с требованиями п.11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина улицы местного значения составляет 15-30 метров. Образование земельного участка в соответствии с представленной схемой приводит к вклиниванию и изломанности границ. Запрашиваемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода низкого давления d-76мм, установленной 2 метра согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей». Вблизи запрашиваемого путем перераспределения земельного участка проходит существующая сеть инженерно-технического обеспечения – водопровод d-40 мм (нормативное расстояние по горизонтали от водопровода до фундаментов зданий и сооружений – 5 метров согласно СП 42.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

С указанным приказом административный истец не согласен. Площадь образуемого путем перераспределения земельного участка незначительно превышает площадь, установленную регламентом данной территориальной зоны. Образуемый путем перераспределения земельный участок площадью 1200 кв.м размещен с учетом соблюдения всех установленных нормативов относительно улиц местного значения, газопровода, водопровода.

<адрес> была застроена приблизительно в 1900-1910 г.г., соответственно требования п. 11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* относительно ширины улицы с 15-30 м., в данной ситуации не применимы.

По <адрес> проходит газопровод низкого давления d-57 мм, который построен в 1998 г., на сегодняшний день охранная зона газопровода не установлена, газопровод расположен под асфальтированной дорогой местного значения г. Ярославля, норматив 2 метра от газопровода до границ запрашиваемого путем перераспределения земельного участка, огороженного забором, а тем более до деревянной бани, соблюден. Так, согласно заключению кадастрового инженера ООО «Горизонт» Лучкова О.А., расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до существующего на местности газопровода составляет: от н2-н12 – 3,5 метра, от н3-н13 – 2,8 метра, от н4-н17 - 2,10 метра, от н5-н21 – 10,9 метра.

Относительно довода приказа директора департамента о том, что вблизи запрашиваемого путем перераспределения земельного участка проходит сеть инженерно-технического обеспечения – водопровод d-40, нормативное расстояние по горизонтали от водопровода до фундаментов зданий, сооружений должно быть 5 м согласно СП 42.13330.2016 Актуализированная редакция СП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Тюрин С.А. указал, что водопровод проходит по <адрес> по территории пожарного проезда, то есть перпендикулярно <адрес>, в другом направлении, расстояние от водопровода до запрашиваемого путем перераспределения земельного участка значительно больше 5 метров по горизонтали.

Спорный земельный участок был изначально сформирован в 1910 г. и имел изломанные границы, был предназначен для эксплуатации начальной школы № 48 г. Ярославля, сгоревшей в результате пожара в 2003 г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Тюрин С.А. просил признать незаконным приказ директора департамента градостроительства мэрии г. Ярославля № 728 от 25.02.2019 г., обязать департамент градостроительства мэрии г. Ярославля утвердить схему расположения земельного участка, направить в КУМИ мэрии г. Ярославля подписанные экземпляры проекта о перераспределении земельных участков площадью 937 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и площадью 263 кв.м. с образованием единого земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м. Одновременно Тюрин С.А. ходатайствовал восстановить пропущенный по уважительным причинам трехмесячный срок на обращение в суд с указанным административным иском.

Протокольным определением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля, мэрия г. Ярославля, Ярощук Г.Г., Степанов Н.Н.

В судебном заседании административный истец Тюрин С.А. и его представитель по устному ходатайству Данилова Н.Н., действующая на основании документа о высшем юридическом образовании, административные исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили удовлетворить административный иск в полном объеме, в том числе по доводам, изложенным в дополнительной письменной позиции по иску.

Представитель административного ответчика департамента градостроительства мэрии г. Ярославля Дороднов Е.В., действующий на основании доверенности, и документа о высшем юридическом образовании, против удовлетворения требований возражал, просил в иске отказать.

Административный ответчик КУМИ мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в ранее предоставленных отзывах (т. 1 л.д. 117-118, 155-156), одновременно сослался на пропуск Тюриным С.А. трехмесячного срока на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица Степанова Н.Н. - Богданова А.В., действующая по доверенности и документу о высшем юридическом образовании, против удовлетворения административных исковых требований возражала.

Заинтересованное лицо территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля решение оставила на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Ярощук Г.Г., мэрия г. Ярославля, Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1667/2019, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Тюрин С.А. обратился в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка <адрес>

Приказом директора департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля № 728 от 25.02.2019 г. (том 1 л.д.22) Тюрину С.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка 4 по <адрес> из земель населенных пунктов площадью 937 кв.м. с кадастровым номером , вид разрешенного использования земельного участка: индивидуальный жилой дом, на основании подп. 8, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в связи с тем, что:

- в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Согласно карте градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). В соответствии с регламентом данной территориальной зоны максимальная площадь земельных участков для размещения объектов капитального строительства устанавливается 0,10 га. Площадь образуемого путем перераспределения земельного участка составляет 1212 кв.м., что противоречит регламенту зоны;

- на основании подп. 3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как нарушены предусмотренные подп. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226, образуемый земельный участок частично расположен в нормативных границах улиц местного значения: <адрес> В соответствии с требованиями п. 11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ширина улицы местного значения составляет 15-30 м. Образование земельного участка в соответствии с предоставленной схемой приводит к вклиниванию и изломанности границ.

Запрашиваемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода низкого давления d-76 мм, установленной 2 метра согласно п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Вблизи запрашиваемого путем перераспределения земельного участка проходит существующая сеть инженерно-технического обеспечения – водопровод d-40 мм (нормативное расстояние по горизонтали от водопровода до фундаментов зданий и сооружений – 5 метров согласно СП 42.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Указанная совокупность условий в настоящем деле отсутствует.

Согласно ст. 11 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории городского округа, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.4 Положения о ДАЗО мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 30.04.2015 года № 521, (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) полномочия мэрии в части управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, были возложены на ДАЗО мэрии г. Ярославля. Оспариваемое решение принято в пределах компетенции ДАЗО мэрии г. Ярославля.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу подп. 3 п. 1, п. 2, п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков.

В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков (подп. 8);

имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подп. 11).

Подп. 3 п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6, 7 ст. 11 9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно Карте градостроительного зонирования г. Ярославля в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных Решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, на всей территории г. Ярославля установлены территориальные зоны, для которых определены границы и установлены виды разрешенного использования земельных участков. Запрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж4). В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) максимальная площадь земельных участков для размещения объектов капитального строительства устанавливается в размере 0,10 га. Площадь образуемого путем перераспределения земельного участка согласно схеме расположения участка на кадастровом плане территории (т.1 л.д. 87) составляет 1212 кв.м., что противоречит регламенту зоны.

Сведений о разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв. м (937 кв. м + 263 кв.м), которая была предметом рассмотрения ДАЗО мэрии г. Ярославля, в материалы дела не предоставлено

Согласно межевому плану от 24.06.2019 г., подготовленному кадастровым инженером ООО «Горизонт» ФИО8, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, площадь запрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , составляет 1212 кв.м (том 1 л.д.90-100). По результатам выполнения кадастровых работ фактическая площадь земельного участка превышает площадь земельного участка по сведениям в ЕГРН (937 кв.м) на 275 кв.м.

Таким образом, в случае перераспределения земельных участков, в соответствии с предоставленным межевым планом, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь земельного участка, на который у Тюрина С.А. возникнет право собственности, будет составлять 1212 кв.м., т.е. превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Фактическое использование Тюриным С.А. земельного участка площадью 1200 кв.м. из испрашиваемых ранее 1212 кв.м. не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении данного участка в его пользу, в силу положений п. 1 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не предоставляет истцу преимущества в оформлении прав на данный участок путем перераспределения участков.

Из материалов дела следует, что на основании постановления мэра г. Ярославля № 3505 от 29.07.2005 г. Тюрину С.А. было предварительно согласовано размещение жилого дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,09 га (т. 1 л.д. 34). Согласно архитектурно-планировочному заданию № 242-2005, выданному управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля, размер предоставляемого для проектирования земельного участка составляет 0,09 га (т. 1 л.д. 57).

03.03.2006 г. указанный земельный участок был предоставлен Тюрину С.А. в аренду для проектирования индивидуального жилого дома на срок с 29.07.2005 г. по 27.07.2006 г. (т. 1 л.д. 216-221).

Согласно землеустроительному делу по межеванию – установлению на местности границ земельного участка площадь земельного участка по адресу: <адрес>, составила 937 кв.м (т. 1 л.д. 49-70).

В 2008 г. земельный участок площадью 937 кв.м был поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый (т. 1 л.д. 71).

11.06.2010 Тюрину С.А. выдано разрешение на строительство жилого дома в границах принадлежащего застройщику земельного участка площадью 937 кв.м. по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 74).

Сведений о согласовании предоставления Тюрину С.А. земельного участка в иных границах и иной площадью в материалах дела не имеется.

Суд считает, что требования истца направлены на узаконение самовольно возведенного строения в обход установленной законом процедуры.

Из материалов гражданского дела № 2-1667/2019 по иску Степанова Н.А., департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Тюрину С.А. о сносе самовольной постройки следует, что на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, площадью 280 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Тюриным С.А. было возведено строение бани. Решением Заволжского районного суда г.Ярославля от 09.12.2019 г. по делу № 2-1667/2019 исковые требования Степанова Н.А., департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Тюрину С.А. удовлетворены. Суд обязал Тюрина С.А. снести самовольную постройку - строение хозяйственного назначения (баню), расположенную на земельном участке, обозначенном на схематическом чертеже точками АБВГД, по адресу: <адрес>, за свой счет в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования их.

В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 N 226, запрашиваемый земельный участок частично расположен в границах улицы местного значения – <адрес>.

В соответствии с п. 11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89* ширина улиц и дорог местного значения составляет 15-30 м.

Представитель третьего лица Степанова Н.А. Богданова А.В. пояснила, что ранее участок не был огорожен в запрашиваемых границах, после установления Тюриным С.А. забора свободный проезд стал составлять 5-6 м., вместо установленных 15 м. Кроме этого, площадь запрашиваемого земельного участка превышает площадь изначального земельного участка более чем на 10%.

Поскольку границы образуемого земельного участка пересекают земли общего пользования, то такой земельный участок не подлежит предоставлению в собственность граждан в силу прямого запрета, установленного законодателем.

Согласно фрагменту копии топографического плана вблизи границы испрашиваемого земельного участка проходит газопровод низкого давления d-76 мм, а также сети инженерно-технического обеспечения – водопровод d-40 мм.

Таким образом, межевой план земельного участка разработан с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельного участка приводит к препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.

Из анализа положений ст. 11.9, ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ следует, что испрашиваемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц, поскольку процедура предоставления земельного участка предполагает образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поскольку по испрашиваемому земельному участку проходят существующие сети инженерно-технического обеспечения, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не является свободным от прав третьих лиц.

По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ директора ДАЗО мэрии г. Ярославля принят в пределах полномочий должностного лица, в рамках установленной процедуры, нормы материального права соблюдены, прав и законных интересов административного истца приказ не нарушает. Оснований для признания незаконным обжалуемого приказа не имеется.

Ответчиком КУМИ мэрии г. Ярославля заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Оспариваемый приказ директора ДАЗО мэрии г. Ярославля N 728 вынесен 25.02.2019 г., следовательно, трехмесячный срок обращения в суд истек 25.05.2019 г. Обращение в суд с административным иском 01.07.2019 г. совершено за пределами предусмотренного срока.

Доводы административного истца о том, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, а именно: в связи с необходимостью обращения за юридической помощью, сбора документов для обращения в суд, а потому данный срок подлежит восстановлению, судом не принимаются. Такие доводы не могут быть отнесены к обстоятельствам, объективно препятствовавшим обращению в суд, в связи с чем не являются основанием для восстановления пропущенного срока. Кроме того, в ООО «Горизонт» для заключения договора на выполнение кадастровых работ истец обратился лишь 13.05.2019 г., а за юридической помощью - 20.06.2019 г., то есть по истечении срока на обращение в суд. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд предоставлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным иском суд отказывает.

На основании изложенного суд считает, что применительно к установленным обстоятельствам оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

С учетом изложенного административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Тюрина Сергея Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заволжский районный суд города Ярославля.

Судья          В.А. Ратехина

2а-1722/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тюрин Сергей Александрович
Ответчики
Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля
Другие
Степанов Николай Андреевич
Ярощук Галина Георгиевна
Мэрия г. Ярославля
Управление Росреестра по Ярославской области
Территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Судья
Ратехина Виктория Алексеевна
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация административного искового заявления
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее