Председательствующий по делу Дело №33-524351/2019
Судья Сергеева Д.П. (№ дела в суде 1-й инст. 2-3364/2019)
УИД 75RS0001-01-2019-002658-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Погореловой Е.А.,
судей Казакевич Ю.А., Радюк С.Ю.
при секретаре Дашицыреновой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 24 декабря 2019 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г. Читы в интересах С.И.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, государственному автономному учреждению здравоохранения «Клинический медицинский центр г. Читы» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
по апелляционной жалобе материального истца Сорокина И.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата>, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Центрального района г. Читы в интересах Сорокина И. А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, ГАУЗ «Клинический медицинский центр г. Читы» об обязании обеспечения лекарственными средствами, отказать».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора района обратился в суд с настоящим иском в интересах Сорокина И.А., ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной по заявлению Сорокина И.А. прокурорской проверки установлено, что он наблюдается в государственном автономном учреждении здравоохранения «Клинический медицинский центр г. Читы (далее по тексту – ГАУЗ «КМЦ г. Читы») с диагнозом: <данные изъяты> В связи с имеющимся заболеванием, Сорокину И.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности. <Дата> Сорокин И.А. выписан из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, при выписке рекомендованы лекарственные препараты, в том числе <данные изъяты> Указанный препарат назначен по жизненным показаниям в соответствии с Российскими и Европейскими рекомендациями по лечению <данные изъяты>, отмене и замене не подлежит. Согласно протоколу врачебной комиссии ГАУЗ «КМДЦ г. Читы» № от <Дата> с учетом вторичного характера <данные изъяты>, оснований для назначения дополнительной терапии препаратом <данные изъяты> не усматривается. <Дата> по результатам рассмотрения медицинских документов Сорокина И.А., в связи с неэффективностью схемы медицинской терапии, комиссией ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России принято решение о необходимости применения специфической терапии по жизненным показаниям с использованием препарата <данные изъяты>. Проверкой установлено, что инвалид <данные изъяты> гр. Сорокин И.А. в нарушение требований действующего законодательства препаратом <данные изъяты> не обеспечивается. Согласно п.12.3.9 Постановления Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 №319 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края», Министерство организует обеспечение лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона №323-ФЗ обязанность назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках, возложена на медицинских работников. Учитывая изложенное, на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность по организации обеспечения Сорокина И.А. бесплатными лекарственными препаратами, а на ГАУЗ «КМЦ г. Читы» обязанность по непосредственному обеспечению бесплатными лекарствами в соответствии с медицинским показаниями путем выписки рецептов. Заместитель прокурора просил суд обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГАУЗ «КМЦ г. Читы» организовать обеспечение Сорокина И.А. бесплатным лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с потребностью (л.д. 4-7).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 125-132).
В апелляционной жалобе истец Сорокин И.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением. Указывает, что согласно государственному реестру лекарственных средств лекарственный препарат <данные изъяты> (международное непатентованное наименование «<данные изъяты>) зарегистрирован на территории РФ <Дата> и внесен в государственный реестр лекарственных средств. Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 №2738-р указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год. Согласно рекомендации из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России истцу по жизненным показаниям показана <данные изъяты> То есть данные препараты не заменяют друг друга, а действуют в составе комбинированной терапии. Сотрудники Клинического медицинского центра г. Читы считают, что достаточно приема препарата <данные изъяты>», поскольку состояние пациента стабильно, без отрицательной динамики. При этом выводы врачей федеральной клиники основаны на результатах проведенного обследования при проведении консилиума, тогда как выводы читинских врачей носят произвольный характер. Каких-либо документально подтвержденных документов о возможности отклонения препарата «<данные изъяты>» ими не представлено, никаких дополнительных обследований не проводилось. Кроме того, врачебной комиссией ГАУЗ «КМЦ г. Читы» была нарушена процедура принятия и оформления заключения, которое противоречит назначениям по медицинским показаниям и состоянию здоровья пациента, оформлено с нарушением положений ст. 48 Федерального закона РФ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденному Постановлением Правительства №502н от 05.05.2012.
Установленный истцу диагноз «<данные изъяты>» является редким генетическим заболеванием, лечение должно осуществляться с учетом рекомендаций врачей специалистов узкого профиля. Между тем сведений о направлении истца к узким специалистам, в материалах дела не имеется. Указанные обстоятельства, а также факт отсутствия стандарта медицинской помощи при данном заболевании свидетельствуют об отсутствии возможности оказания истцу квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в Забайкальском крае. Считает, что врачи ГАУЗ «КМЦ г. Читы» в данном случае должны руководствоваться рекомендациями, изложенными в заключениях консилиума врачей ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ им.акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России. Истец просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 133-138).
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. На основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сорокину И.А. <Дата> года рождения, инвалиду <данные изъяты> группы (инвалидность с детства) установлен диагноз <данные изъяты>
<Дата> заключением консилиума врачей ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева истцу Сорокину И.А. показана <данные изъяты>. Указанные препараты назначены истцу по жизненным показаниям в соответствии с Российскими и Европейскими рекомендациями по лечению <данные изъяты>, отмене и замене не подлежат (л.д. 16-18).
Врачебной комиссией ГАУЗ «Клинический медицинский центр г. Читы» от <Дата> с учетом вторичного характера <данные изъяты> при наличии медицинский показаний истцу при продолжении терапии рекомендовано назначение лекарственного препарата <данные изъяты>, с последующим контролем терапии в динамике. Оснований для назначения дополнительной терапии препаратом <данные изъяты> с учетом объективных данных, резидуального характера <данные изъяты>, врачебной комиссией не усмотрено (л.д. 48-50).
Врачебной комиссией ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения Российской Федерации от <Дата>, учитывая неэффективность схемы медикаментозной терапии, высокие цифры давления в <данные изъяты>
Решением консилиума врачей № ГУЗ «Краевая клиническая больница» от <Дата> по дальнейшей тактике ведения пациента Сорокина И.А., учитывая отрицательную динамику за 10 месяцев (<данные изъяты>) по жизненным показаниям рекомендована комбинированная <данные изъяты>
Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению Сорокина И.А. препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Забайкальского края, заместитель прокурора Центрального района г. Читы обратился в суд с настоящим иском в интересах Сорокина И.А.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора района о понуждении ответчиков обеспечить истца бесплатным лекарственным препаратом "<данные изъяты>" в соответствии с потребностью, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для обеспечения истца препаратом <данные изъяты> не установлено. Рекомендации по приему данного лекарственного препарата, полученные от ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России и ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, а также решение консилиума врачей № ГУЗ «Краевая клиническая больница» от <Дата>, не могут являться основанием для предоставления Сорокину И.А. лекарственного препарата <данные изъяты>.
Судебная коллегия считает вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (пункт 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в пункт 23 которого включена легочная (артериальная) гипертензия.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 1446н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии.
В примечании 2 к вышеуказанному Стандарту установлено, что назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год». С 01 января 2019 г. лекарственный препарат Мацитентан отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, поскольку в РФ Стандарта первичной медико-санитарной помощи при <данные изъяты> не имеется, препарат <данные изъяты> назначен истцу решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
С учетом того, что лекарственный препарат <данные изъяты> назначен Сорокину И.А. врачебной комиссией ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения Российской Федерации по жизненным показаниям, указанное назначение подтверждено решением консилиума врачей ГУЗ «Краевая клиническая больница», отказ ответчиков в обеспечении его этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для обеспечения Сорокина И.А. назначенным ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом <данные изъяты> за счет средств регионального бюджета нельзя признать правомерным. В связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> отменить, апелляционную жалобу истца Сорокина И.А. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования удовлетворить. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, государственное автономное учреждение здравоохранения «Клинический медицинский центр г. Читы» организовать обеспечение Сорокина И. А. бесплатным лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с потребностью.
Председательствующий:
Судьи: