Дело № 2а-1985/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Петрушенко Ю.В.,
при секретаре Даниловой А.А.
13 мая 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Ерошенко В. А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Ерошенко В.А. о прекращении действия права управления транспортным средством категории «В,С» с момента вступления решения суда в законную силу до наступления стойкой ремиссии.
В обосновании административного искового заявления указано, что "."..г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по городу Волжскому Ерошенко В.А. выдано водительское удостоверение №<адрес>, подтверждающее право ответчика на управление транспортным средством категории «В,С». С марта 2018 года ответчик состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «ВОКПБ №...» с диагнозом: синдром зависимости от опиойдов. Наличие указанного выше заболевания не отвечает требованиям Закона РФ «О безопасности дорожного движения», может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как создает угрозу безопасности дорожного движения для его участников.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Разумова В.А. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Ерошенко В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица Управления МВД России по городу Волжскому в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
Согласно абз. 4, 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу абзаца 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно с ч.1, ч.2, ч.4 ст.24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», предусматривает основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из указанных положений, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний.
Постановлением Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому запрещается управление транспортными средствами: категории «В» при наличии медицинского показателя – алкоголизм (допускается при стойкой ремиссии).
С "."..г. Ерошенко В.А., "."..г. года рождения, имеет право управления транспортными средствами, что подтверждается имеющимся у него водительским удостоверением № <адрес>, категории «В,С», карточкой операции с водительским удостоверением.
Из справки, выданной ГБУЗ «ВОКПБ №...» года от "."..г. следует, что Ерошенко В.А. взят на диспансерное наблюдение, с постановкой диагноза: синдром зависимости от опиоидов. Стойкая ремиссия на данный момент отсутствует.
Таким образом, указанными выше письменными доказательствами подтверждается наличие у Ерошенко В.А. медицинских противопоказаний к осуществлению водительской деятельности, а доказательств того, что административный ответчик на день вынесения решения прошел специальное лечение не представлено, следовательно, он не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Управление транспортным средством-источником повышенной опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни здоровья граждан, их прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах право управления транспортными средствами подлежит прекращению.
Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку прокурор <адрес> при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Ерошенко В.А. также подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Ерошенко В. А. о прекращении действия права управления транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортным средством Ерошенко В. А., "."..г. года рождения, на основании водительского удостоверения серия, номер: <адрес> от "."..г. со дня вступления решения в законную силу до наступления стойкой ремиссии.
Настоящее решение является основанием для изъятия у Ерошенко В. А. водительского удостоверения № <адрес>, категории «В, С», выданного "."..г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по городу <адрес>.
Взыскать с Ерошенко В. А. в доход бюджета городского округа – <адрес> государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 16 мая 2019 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко