Дело № 3а-129/2017 26 июня 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Драчевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 26 июня 2017 года административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ОАО «РЖД» обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование исковых требований указано, что ОАО «РЖД» является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 2 955 877,76 руб. Установление кадастровой стоимости влияет на размер земельного налога. Согласно отчету № об оценке, выполненному <данные изъяты>, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 1 207 000 руб. Данный отчет подтверждается экспертным заключением № от 28 октября 2016 года, подготовленным экспертом саморегулируемой организации <данные изъяты>. Установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права и затрагивает интересы истца как плательщика налога на имущество. 26 декабря 2016 года ОАО «РЖД» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которое решением Комиссии от 25 января 2017 года № было отклонено. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ просит определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования «Плесецкий район», администрация муниципального образования «Североонежское».
В судебном заседании представитель административного истца Ишутина С.В. исковые требования поддержала.
Административные ответчики, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2014 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, заказчиком которой с учетом положений ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выступало Министерство имущественных отношений Архангельской области. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп. Управление не принимало непосредственного участия в указанных работах по оценке, поэтому является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Следовательно, ФКП Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Из отзыва администрации МО «Североонежское» на административное исковое заявление следует, что установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости приведет к уменьшению размера земельного налога, поступающего в бюджет МО «Североонежское». Рыночная стоимость земельного участка необоснованно занижена.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ОАО «РЖД» является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; для производственных целей; площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 465-пп, вступившим в силу с 01.01.2015, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области. Кадастровая стоимость данного земельного участка составила 2 955 877,76 руб.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.
В силу ст. 24.18 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному административным истцом отчету от 18 октября 2016 года № об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленному <данные изъяты> (оценщик ФИО1), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 01 января 2014 года составляет 1 207 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.
Кроме того, в материалы дела представлено положительное экспертное заключение № от 28 октября 2016 года, подготовленное экспертом саморегулируемой организации <данные изъяты>, членом которой является оценщик ФИО1, составивший отчет об оценке, о подтверждении определенной в отчете стоимости объекта оценки и о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
До обращения в суд с настоящим административным иском ОАО «РЖД» 26 декабря 2016 года обращалось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Решением комиссии от 25 января 2017 года № заявление ОАО «РЖД» отклонено.
Следовательно, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 207 000 рублей по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 26 декабря 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко