№
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
1 августа 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу защитника ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица - капитана ТР «Петр Ильичев» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ № капитан судна ТР «Петр Ильичев» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно оспариваемому постановлению капитан судна ТР «Петр Ильичев» ФИО2 признан виновным в том, что он, управляя судном ТР «Петр Ильичев», в период с 20 часов 57 минут ДД.ММ.ГГГГ по 21 час 08 минут ДД.ММ.ГГГГ в усредненных координатах 50?27,1" СШ 155?14,7" ВД Берингово море, Тихоокеанской промысловой подзоне (6103.1) находился в 12-ти мильной запретной зоне острова Парамушир без разрешения органов рыбоохраны, а именно Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, тем самым допустил нарушение ч.ч.1,5 ст. 15, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и ст. 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утв. Приказом Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 349.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО4 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указал, что в действиях (бездействии) капитана ТР «Петр Ильичев» ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, выразившегося в заходе судна ТР «Петр Ильичев» ДД.ММ.ГГГГ в 20 часа 57 минут (дата и время камчатское) в акваторию острова Парамушир в координатах: 50°27"1" СШ 155°14"7" ВД, без согласования с органами рыбоохраны. Как следует из закрепленных в Правилах охраны координат прибрежных зон, крайними точками координат 12-мильной прибрежной зоны к мысу Непройденный являются 50°16" СШ 155°11" ВД, с которых начинается 2-мильная прибрежная зона с юга к северу до мыса Савушкина. Капитану судна ТР «Петр Ильичев» вменяется нарушение 12-мильной запретной зоны в координатах 50°27"1" СШ 155°14"7" ВД, которые согласно Правил охраны относятся к 2-мильной прибрежной зоне от мыса Савушкина до мыса Непройденный. В своих действиях капитан судна ТР «Петр Ильичев» руководствовался исключительно требованиями действующего законодательства РФ, а безопасный курс движения судна прокладывался согласно откорректированных навигационных карт по «Извещениям мореплавателям», что установлено статьей 15 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Также, при осуществлении своих должностных обязанностей ФИО2 руководствовался откорректированным сводным описанием «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» №, из которого также следует, что точки координат 50°27" СШ 155°14"7" ВД относятся к 2-мильной прибрежной зоне острова Парамушир. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ участковый инспектор указывает, что капитан судна ТР «Петр Ильичев» нарушил положения пунктов 1,5 ст. 15 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», тем не менее согласно данной статье установление запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям». Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне. Считал, что нарушений положений статьи 15 Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» не имеется, поскольку не установлены соответствующим уполномоченным органом РФ после вступления настоящего закона в силу. Также, в протоколе об административном правонарушении отсутствует информация о том, как участковый инспектор установил, что координаты 50°27?1" СШ 155°14"7" ВД относятся к 12-мильной прибрежной зоне, и какими нормативно-правовыми актами это предусмотрено. Кроме того полагал, что деятельность специалиста в данной области ограничивается исключительно абстрактным толкованием правовых и технических норм. Закон не наделяет специалиста правом высказываться о квалификации спорных правоотношений, об оценке доказательств, о наличии или об отсутствии фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Помимо представленной схемы маневрирования, государственный инспектор, рассматривающей дело об административном правонарушении, должен был опросить специалиста Щепетова А. А. в качестве свидетеля, а также предупредить последнего об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ и ознакомить с правами, предусмотренными ст. 25.8 КоАП РФ. Из текста обжалуемого постановления не следует, что должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, были выполнены все вышеуказанные процессуальные требования. При таких обстоятельствах, считает, что схема маневрирования, составленная специалистом Щепетовым А.А., не может являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении и свидетельствовать об однозначности нахождения судна ТР «Петр Ильичев» в запретной зоне острова Парамушир, а ссылка должностного лица на указанную схему является необоснованной. Должностное лицо ссылается на письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства по рыболовству и письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, и указывает, что данные письма являются разъяснениями. В данном случае вышеуказанные письма не могут иметь правоприменительную силу и быть обязательными для исполнения, поскольку они свидетельствуют о двухсторонней переписке между государственными органами, содержащей лишь мнения и предложения, которые заключаются в необходимости провести совещание в Росрыболовстве с целью ускорения доработки Правил рыболовства и не имеют правоприменительную силу, следовательно, не могут быть обязательными для исполнения. Также указал, что судно ТР «Петр Ильичев» является транспортным судном, не предназначенным для добычи (вылова) водных биологических ресурсов. ДД.ММ.ГГГГ судно ТР «Петр Ильичев» с генеральным грузом на борту следовало из порта Пусан, Корея в порт. Петропавловск-Камчатский, Россия. В связи с существенным ухудшением погодных условий, капитаном судна ФИО2, с целью сохранения целостности судна, жизни и здоровья членов экипажа, было принято решение последовать безопасным курсом для укрытия от сильного шторма. Перед пересечением границы территориальных вод Российской Федерации капитаном судна было подано соответствующее уведомление в пограничные органы ФСБ России. Как было указано выше, судно следовало безопасному курсу без цели нарушения границ запретных районов острова Парамушир, отмеченных точками координат в соответствии с Правилами охраны. Кроме того, действия капитана судна ТР «Петр Ильичев» ФИО2 не причинили вред природным комплексам и их компонентам, а также не повлекли за собой снижение экологической ценности данной территории, а опасность, угрожающая целостности судна, а также жизни и здоровью членов экипажа, была устранена. Указал, что действия ФИО2 не причинили вред природным комплексам и их компонентам, а также не повлекли за собой снижение экологической ценности данной территории, а государственным инспектором не были представлены доказательства того, что проход судна ТР «Петр Ильичев» в координатах: 50°27?1" СШ 155°14"7" ВД, без согласования с органами рыбоохраны, является нарушением 12-мильной запретной зоны острова Парамушир. Полагал, что нарушения ст. 15 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п. 11.14 Правил охраны, а соответственно и состав вменяемого административного правонарушения в действиях должностного лица Рыболовецкого колхоза им. ФИО5 ФИО2 - отсутствуют.
ФИО2 и защитник ФИО4 о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, в судебное заседание не явились, причине неявки не сообщили, что не препятствует рассмотрению по существу поставленного перед судом вопроса.
Защитник ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям, дополнений не имела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии с ч.ч.1,5 ст. 15, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность (ч.1 ст.15). Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности (ч.5 ст.15). Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 20).
В силу ст. 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утв. Приказом Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 349, нахождение судов (за исключением кораблей и судов специального назначения), подача гудков и сигналов, полет на летательных аппаратах ниже 4000 м (кроме острова Беринга, где полеты производятся по трассе, согласованной с Главрыбводом Минрыбхоза СССР), стрельба, добыча рыбы и других морских животных и растений, посещение лежбищ лицами, не имеющими отношения к охране морских млекопитающих, без разрешения органов рыбоохраны в следующих зонах, в том числе остров Парамушир: в 12-мильной прибрежной зоне от мыса Васильева (49°59" с.ш. - 155°23" в.д.) до м. Непройденный (50°16" с.ш. - 155°11" в.д.); в 6-мильной прибрежной зоне от м. Васильева (49°59" с.ш. - 155°23" в.д.) до м. Савушкина (50°45" с.ш. - 156°08" в.д.); в 2-мильной прибрежной зоне от м. Савушкина (50°45" с.ш. - 156°08" в.д.) до м. Непройденный (50°16" с.ш. - 155°11" в.д.).
Как следует из оспариваемого постановления, в период с 20 часов 57 минут ДД.ММ.ГГГГ по 21 час 08 минут ДД.ММ.ГГГГ в усредненных координатах 50?27,1" СШ 155?14,7" ВД Берингово море, Тихоокеанской промысловой подзоне (6103.1) капитан ФИО2 управляя судном ТР «Петр Ильичев» находился в 12-ти мильной запретной зоне острова Парамушир без разрешения органов рыбоохраны, а именно Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, чем нарушил ч.ч.1,5 ст. 15, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и ст. 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утв. Приказом Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 349.
Действия ФИО2 квалифицированы по ст. 8.33 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Содержание доказательств, их анализ и оценка, произведенная в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении должностное лицо указал, по какой причине принимает во внимание одни доказательства и отвергает другие. Оснований усомниться в правильности оценки исследованных доказательств не имеется.
Ссылка в жалобе о необходимости допроса специалиста Щепетова А.А. является необоснованной, поскольку в своем заключении специалист Щепетов А.А. подробно изложил все основания, сделал подробный анализ своих выводов, исключающих двоякое толкование, при этом был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения.
В постановлении должностное лицо административного органа указало на используемую методику отсчета границ запретных зон. Считать указанную методику неверной оснований не имеется.
Так, в соответствии с положениями Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденных Приказом Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 349 установление особо охраняемых районов и акваторий является одной из мер, посредством которых органы рыбохраны осуществляют охрану, регулирование и контроль за состоянием запасов морских млекопитающих в районах, в том числе территориальных и внутренних вод государства.
Границы запретных охраняемых зон острова Парамушир установлены Правилами охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденными Приказом Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 349.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, до вступления в силу Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 666 осуществлявшим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения водных биологических ресурсов, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Росрыболовство относилось к органам, осуществляющим охрану, регулирование и контроль за состоянием запасов морских млекопитающих в территориальных и внутренних водах государства, а, значит, имело возможность давать разъяснения по вопросам применения нормативных актов, принятых в целях выполнения данной функции, в том числе, касающиеся методик исчисления границ установленных охранных зон в случае отсутствия указания ограничительных азимутов боковых границ зоны. С учетом того, что по общему правилу отсчет ширины территориальных вод осуществляется в направлении водной акватории от исходных линий и повторяет контур береговой черты, охраняемая зона о. Парамушир определена как прибрежная зона от мысов, рекомендованная в письме руководителя Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ методика не противоречит существующим принципам отсчета границ территорий в водной акватории.
При таких условиях правильность нанесения на схему специалистом Щепетовым А.А. границ охраняемых территорий не вызывает сомнения.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, уже были предметом исследования при рассмотрении дела должностным лицом, им дана надлежащая оценка, поставить под сомнение правильность которой оснований не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, жалоба не содержит.
Наказание ФИО2 назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о его личности, степени вины и отношения к содеянному, с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах, установленных санкцией ст. 8.33 КоАП РФ.
Наказание является справедливым, соразмерным содеянному и снижению не подлежит.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 3 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица - капитана ТР «Петр Ильичев» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО4 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии
Судья подпись Ю.А. Кулагина