Дело № 2а-425/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-000391-53)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 30 марта 2021 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гринёвой Натальи Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области об обязании произвести перерасчет земельного налога и возврате (зачете) излишне взысканной суммы,
установил:
Гринёва Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском к Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской, в обоснование заявленных требований указывая, что на основании договора дарения земельного участка от 10.03.2011 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 172000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 28.03.2012 № был изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства», после чего филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области были определены и внесены в государственный кадастр недвижимости сведения относительно его кадастровой стоимости в размере 413 245 480 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек.
Действия кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости указанной кадастровой стоимости были оспорены ею в судебном порядке, апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года по делу № 66а-3196/2020 действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 413 245 480 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером № признаны незаконными.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании апелляционного определения 17 ноября 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № с 12 мая 2012 года по дату снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учёта - 16 июля 2013 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка на 01.01.2013г. составляет 6 159 320 руб.
При исчислении земельного налога по спорному земельному участку Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области в качестве налоговой базы на 01.01.2013 использовала незаконно определённую кадастровую стоимость в размере 413 245 480 рублей.
Земельный налог за налоговый период 2013 года был взыскан Инспекцией на основании судебного приказа № 2-1142/2015 от 26.05.2015 и оплачен ею в течение 2016 г.
Принимая во внимание вышеуказанные судебные акты, документы подтверждающие, факт оплаты земельного налога, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, 14.12.2020 она обратилась в инспекцию с заявлением о перерасчёте и возврате земельного налога по спорному земельному участку за 2013 налоговый период, приложив выписку из ЕГРН от 08.12.2020.
На указанное заявление Инспекцией в её адрес было направлено письмо №@ от 23.12.2020, в котором указано, что произвести перерасчет земельного налога за 2012, 2013 гг. не представляется возможным.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел, она через личный кабинет налогоплательщика 25.12.2020 направила жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов в Управление ФНС России по Московской области, на которую в её адрес направлено письмо №@ от 12.01.2021, в котором сообщалось, что в соответствии с нормами налогового законодательства Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области представленная 25.12.2020 жалоба была направлена в Управление ФНС по Московской области 29.12.2020 за №@ в сроки, установленные пунктом 1 статьи 139 НК РФ.
До настоящего времени она не получила от Управление ФНС по МО решения по жалобе и решение о продлении срока рассмотрения жалобы в установленный пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации срок, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
Считает, что бездействие административного ответчика препятствует восстановлению её нарушенного права на возврат излишне взысканного земельного налога за 2013 налоговый период, находит доводы Инспекции, изложенные в письме №@ от 23.12.2020, ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям: для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Вместе с тем, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 6 159 320 рублей были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года по делу № 66а-3196/2020 в связи с исправлением недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Различие между незаконно определенной кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером № в размере 413 245 480 рублей и исправленной на основании апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года по делу № 66а-3196/2020 кадастровой стоимостью в размере 6 159 320 рублей является многократным. Такое различие кадастровой стоимости со всей очевидностью не укладывается в разумный диапазон возможных значений, что позволяет сделать вывод о заведомой некорректности ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не могла не знать Инспекция, взыскивая с неё земельный налог в судебном порядке.
Использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество. Такая кадастровая стоимость вопреки пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Именно потому, что использование кадастровой стоимости для целей налогообложения, определённой в связи с применением недостоверных сведений об объекте недвижимости, нарушает право налогоплательщика на уплату законно установленных налогов, в отличии от использования кадастровой стоимости для целей налогообложения определённой по результатам государственной кадастровой оценки или оценки рыночной стоимости, законодатель Федеральным законом от 30.11.2016 № 401 - ФЗ внёс изменения в пункт 1 статьи 391 НК РФ, в соответствии с которым изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Таким образом, доводы инспекции о невозможности перерасчёта земельного налога по земельному участку с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого была изменена вследствие исправления ошибки, допущенной при определении его кадастровой стоимости, считает несостоятельными, так как пересмотр кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением ошибок при ее определении направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление соответствующих искажений.
В письме №@ от 23.12.2020 Инспекция указывает, что следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, нормы, указанные в пункте 2.1 статьи 52 НК РФ не могут быть применены в данном споре, так как ухудшают положение налогоплательщика, лишают Истца возможности восстановить право уплачивать законно установленные налоги с того периода в котором право было нарушено. Положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до 01.01.2019 года.
Просит обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Московской области провести перерасчёт земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № за налоговый период 2013 г. исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 6 159 320 рублей, обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Московской области произвести возврат (зачёт) излишне взысканной суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером № за налоговый период 2013 г. в размере 610 629 рублей, взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 306 рублей.
Административный истец Гринёва Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Административный ответчик – представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области по доверенности Сажина А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, в связи с тем, что у налогового органа отсутствуют основания для перерасчета земельного налога, а также пропуском Гринёвой Н.В. срока исковой давности, просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного слушания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного кодекса).
Налогоплательщиками земельного налога среди прочих признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
С учетом правил пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за гражданином права собственности на земельный участок и подлежит исполнению до внесения в ЕГРН записи о прекращении (переходе) права.
Как видно из материалов дела, на основании договора дарения земельного участка от 10.03.2011 Гринева Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 172000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 18).
Согласно статьям 390 - 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
При исчислении земельного налога по спорному земельному участку Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области в качестве налоговой базы на 01.01.2013 использовала кадастровую стоимость в размере 413 245 480 рублей (налоговое уведомление № л.д. 30-32).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 28.03.2012 № был изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» (л.д. 26), после чего филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области были определены и внесены в государственный кадастр недвижимости сведения относительно его кадастровой стоимости в размере 413 245 480 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек (кадастровая выписка о земельном участке от 06.07.2012 л.д. 46)
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 413 245 480 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером № признаны незаконными (л.д. 34-39).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании апелляционного определения 17 ноября 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № с 12 мая 2012 года по дату снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учёта - 16 июля 2013 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка на 01.01.2013 составляет 6 159 320 руб. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.12.2020 л.д. 45).
Таким образом, Гринева Н.В. с 10.03.2011 является налогоплательщиком земельного налога названного земельного участка, кадастровая стоимость которого с 17.11.2020 составляет 6159320 руб. (л.д. 45).
Согласно абз. четвертому пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ.
Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
До 1 января 2019 года Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:
«Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов».
Названным федеральным законом с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов. При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.
Расчет земельного налога Гриневой Н.В. за 2013 г. осуществлен налоговым органом исходя из актуальной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких данных оснований для перерасчета Гриневой Н.В. сумм ранее исчисленных налогов, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, не имеется.
Разрешая ходатайство административного ответчика о пропуске Гриневой Н.В. срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами (ст. 200 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ не содержит изъятий указанному правилу.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.
Административный истец связывает нарушение своих прав с бездействием ответчика по перерасчету ранее начисленного и взысканного налога за землю за 2013 г.
Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налогового кодекса Российской Федерации установлено.
Земельный налог за налоговый период 2013 года был взыскан с Гриневой Н.В. на основании судебного приказа № 2-1142/2015 от 26.05.2015 (л.д. 33) и оплачен ею в течение 2016 г., последний платеж произведен 10.10.2016 (платежные поручения л.д. 20-25).
Действия административного ответчика по начислению в 2013 г. суммы земельного налога административным истцом не оспаривались.
14.12.2020 Гринева Н.В. обратилась в инспекцию с заявлением о перерасчёте и возврате земельного налога по спорному земельному участку за 2013 налоговый период, приложив выписку из ЕГРН от 08.12.2020 (л.д. 40-41).
На указанное заявление Инспекцией в её адрес было направлено письмо №@ от 23.12.2020, в котором указано, что произвести перерасчет земельного налога за 2012, 2013 гг. не представляется возможным (л.д. 27).
25.12.2020 через личный кабинет налогоплательщика она направила жалобу на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов в Управление ФНС России по Московской области (л.д. 42-44), которая 29.12.2020 была направлена в Управление ФНС по Московской области за №@ (письмо №@ от 12.01.2021 л.д. 28).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный истец должен был узнать о нарушении своих прав 26.05.2015 (дата вынесения судебного приказа), в суд с настоящим административным иском он обратился 10.02.2021, т.е. по истечении трехлетнего срока исковой давности, ходатайство о восстановлении срока административным истцом не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Гринёвой Натальи Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области об обязании произвести перерасчет земельного налога и возврате (зачете) излишне взысканной суммы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 02.04.2021
Судья Н.А. Грошева