Решение по делу № 2а-2140/2020 от 01.10.2020

УИД: 66RS0009-01-2020-004207-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020 года                        г. Нижний Тагил

Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ершовой Т.Е.,

при секретаре Шушаковой В.В.,

с участием Административного ответчика Чайковского А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2140/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Свердловской области к Чайковскому А. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России по Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Чайковскому А.С. о взыскании в доход бюджета Свердловской области задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1 634 рубля, пени по транспортному налогу в размере 3 786 руб. 59 коп.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, при подаче иска просил рассмотреть дело без их участия.

Административный ответчик Чайковской А.С. в судебном заседании возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что уведомлений, требований от налогового органа он не получал. Срок обращения в суд налоговым органом пропущен. По настоящее время налоги не оплачены. Штраф в размере 1000 руб. будет им оплачен. Просил исковое заявление оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Огласив исковое заявление, заслушав ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог относится к региональным налогам (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ставки транспортного налога на территории Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», принятого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 20.11.2002.

В судебном заседании установлено и административным ответчиком не оспарено, что в ДД.ММ.ГГГГ году на имя Чайковского А.С. органах ГИБДД были зарегистрированы следующие транспортные средства:

автомобиль государственный регистрационный знак ДД.ММ.ГГГГ);

автомобиль государственный регистрационный знак .

В ДД.ММ.ГГГГ году на имя Чайковского А.С. в органах ГИБДД был зарегистрирован автомобиль государственный регистрационный знак .

Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела следует, что в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 33916 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес Чайковского А.С. направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на перерасчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 8819 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а также налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6200 руб. со сроком уплаты дл ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ посредством заказанного письма ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес>, о чем свидетельствует список , где в строке 4 значится Чайковский А.С., номер идентификатора

Чайковский А.С. в установленный законом срок транспортный налог не уплатил, в связи с чем в его адрес ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование об уплате транспортного налога в сумме 13385 руб. и пени в размере 2379руб. 36 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование было направлено административному ответчику Почтой России, о чем свидетельствует список простых писем от ДД.ММ.ГГГГ.

Требование исполнено не было.

Указанные документы были направлены административному ответчику по адресу регистрации <адрес>. подтвержденному ответом отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой указанных налогов, административному ответчику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на момент направления требования была начислена соответствующая пеня.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога) уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Данные положения не противоречат положениям пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из материалов административного дела впервые транспортный налог за 2015 год был начислен Чайковскому А.С. в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ . Обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком не была исполнена, но, несмотря на это, мер принудительного взыскания указанной недоимки, налоговым органом за указанный период не предпринималось.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в нарушение ст. 52, 54, 71 Налогового кодекса Российской Федерации повторно произведено начисление Чайковскому А.С. транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, установлен срок для исполнения обязанности ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд отмечает, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований.

Из положений п. 2 и 3 ст. 44, а также п. 2 и 3 ст. 78, ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требований, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога, ошибки допущенной налоговым органом при начислении налога.

Доказательств того, что имелись основания для перерасчета транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год налоговым органом не представлено. В нарушение требований налогового законодательства МИФНС по Свердловской области путем повторного выставления налогового уведомления произвольно увеличила сроки принудительного взыскания.

С учетом установленных обстоятельств, оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с Чайковского А.С. недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 7185 руб. у суда не имеется, поскольку административным истцом нарушена процедура принудительного взыскания.

Разрешая требования о взыскании штрафа в размере 1000 руб. суд исходит из следующего.

Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год.

Решением МИФНС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Чайковский А.С. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, наложен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога.

В добровольном порядке сумма штрафа по налогу на доходы физических лиц Чайковским А.С. уплачена не была, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 1000 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование было направлено административному ответчику Почтой России, о чем свидетельствует список простых писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Сумма недоимки на ДД.ММ.ГГГГ не превышала 3000 руб. Требованием установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сумма недоимки ДД.ММ.ГГГГ превысила 3000 руб.

В пунктах 1, 2 и абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки МИФНС по Свердловской области обратились ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области вх. от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района <адрес> по заявлению административного истца был вынесен судебный приказ а-1176/2020 о взыскании с Чайковского А.С. задолженности по налогом на общую сумму 16764 руб. 36 коп. Таким образом, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

Определением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения, был отменен.

С административным исковым заявлением истец обратился в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, т.е. обращение имело место не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

До настоящего времени ответчиком требование об уплате налогов не исполнено, что и явилось основанием для предъявления в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа настоящего иска о взыскании налогов и это является основанием для удовлетворения требований о взыскании налогов. Срок предъявления административного иска не пропущен.

Учитывая вышеизложенное, при отсутствии доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с административного ответчика Чайковского А.С. задолженности по налогам. Размер взыскиваемых сумм проверен, арифметически верен, соответствует материалам дела.

Наличие задолженности подтверждается представленным расчетом, не оспоренным административным ответчиком. Доказательств уплаты недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ г. не представлено.

Разрешая требование административного истца в части взыскании пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Кодекса).

На основании пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.

Поскольку суд пришел к выводу, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности по транспортному налогу за 2015 год, не подлежат удовлетворению заявленные требования о взыскании пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2086 руб. 33 коп.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ с Чайковского А. С. взыскана задолженность в доход бюджета Свердловской области по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме 5 420 руб. 59 коп., в том числе в доход бюджета Свердловской области задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1 634 руб., в доход бюджета Свердловской области пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 718 руб. 86 коп., пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 67 руб. 73 коп.

Согласно представленному расчету пени по транспортному налогу за 2016 начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 руб. 99 коп.

Суд не соглашается с периодом начисления пени, поскольку согласно материалам исполнительного производства -ИА от ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2016 год удержан принудительно ДД.ММ.ГГГГ в размере 1634 руб.

Таким образом, пени по транспортному налогу за 2016 г. подлежат взысканию с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 руб. 01 коп.

Чайковский А.С. допустимых и достоверных доказательств уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год не представлено. Учитывая, что обязанность по уплате транспортного налога не исполнена, МИФНС России по Свердловской области правомерно произведено начисление пени на указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51 руб. 04 коп.

Суд, проверяя процедуру и порядок принудительного взыскания пени на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг., приходит к выводу, что налоговым органом были соблюдены порядок и сроки взыскания пени, установленные статьями 69, 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы Чайковского А.С. о том, что административным истцом не представлено доказательств отправления в его адрес налогового уведомления и требования, суд считает несостоятельными, поскольку из совокупного анализа статьи 52, пункта 6 статьи 69 и пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом физическому лицу по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из изложенного, вопреки возражениям административного ответчика Чайковского А.С., направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

Таким образом, досудебный порядок взыскания задолженности по транспортному налогу административным истцом соблюден.

Более того, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, о чем ему известно, поэтому он имел возможность исполнить свою обязанность по уплате данных налогов в добровольном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, подпунктами 19 пункта 1 статьи 333.36, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Нижний Тагил» государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 286, 290, 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловской области к Чайковскому А. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Чайковского А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в городе <адрес>, задолженность по транспортному налогу и пени в общей сумме 7482 руб. 05 коп., в том числе в доход федерального бюджета штраф по налогу на доходу физических лиц в размере 1000 руб., в доход бюджета Свердловской области задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 6200 руб., пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 руб. 04 коп., пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 руб. 01 коп.

Взыскать с Чайковского А. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

<...>

<...>

Судья –                     Т.Е. Ершова

2а-2140/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС№16
Ответчики
Чайковский Андрей Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Ершова Т.Е.
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
02.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее