ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-19066/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-3101/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусовой Г. Г. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области «Александро-Мариинская областная клиническая больница» о взыскании убытков по кассационной жалобе Брусовой Г. Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19.02.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
Брусова Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области «Александро-Мариинская областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница») о взыскании убытков.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 22.10.2019 исковые требования Брусовой Г.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19.02.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Брусовой Г.Г. отказано.
В кассационной жалобе Брусова Г.Г. просит об отмене апелляционного определения и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно дана оценка доказательствам по делу, не исследованы доказательства.
В судебное заседание не явилась Брусова Г.Г.
В судебное заседание не явился представитель ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница».
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2016 году Брусова Г.Г., в связи с жалобами на боли в пояснице и в правой ноге дважды госпитализировалась в нейрохирургическое отделение ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница» с диагнозом: поражение межпозвоночных дисков поясничного и других отделов с радикулопатией.
В период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в стационаре, где решался вопрос о дальнейшей тактике лечения. Согласно записям в медицинской документации: «Показано оперативное лечение - удаление грыж дисков, межтеловой транспедикулярный спондилодез 6-винтовой конструкцией. От внесения в Регистр нейрохирургических больных, нуждающихся в медицинских имплантируемых изделиях» отказалась. Настаивает на скорейшем оперативном лечении, имплантаты планирует приобрести на личные средства на добровольной основе».
До проведения оперативного вмешательства сестра истца, Строганова Т.Г., по просьбе Брусовой Г.Г. и для нее приобрела медицинские имплантаты производства ООО «Медин-Урал» шестивинтовая полиаксиальная транспедикулярная фиксирующая система позвоночника в количестве одного комплекта стоимостью 90 000 рублей и кейдж межтелевой «Желудь МВ 137.25.012» 1 штука стоимостью 30 000 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брусова Г.Г. находилась на стационарном лечении в нейрохирургическом отделении ГБУЗ АО «АМОКБ», где ДД.ММ.ГГГГ проведено оперативное лечение – удаление грыж дисков Л4-Л5, JI5-S1, межтеловой и транспедикулярный спондилодез 6-винтовой конструкцией + кейджи. Согласно записям в медкарте: «После проведенного лечения состояние улучшилось, патологическая неврологическая симптоматика регрессировала в значительной степени. На контрольных спондилограммах стояние тел позвонков и имплантатов удовлетворительное».
Обращаясь в суд с иском, Брусова Г.Г. просит возместить ей стоимость имплантов на общую сумму 120000 рублей, поскольку полагает, что указанная медицинская помощь должна была быть ей оказана бесплатно. В обоснование доводов иска ссылается на ответ АО «МАКС-М», полученный на ее обращение, согласно которому данный вид операции ей проведен в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в рассматриваемой ситуации медицинская помощь не должна была оказываться за счет средств обязательного медицинского страхования. Случаи оказания медицинской помощи, произведенные за счет личных средств граждан, на основании добровольно заключенных договоров и взаимного согласия, не подлежат финансированию (оплате) за счет средств обязательного медицинского страхования, так как действующими нормативно-правовыми актами в системе обязательного медицинского страхования не предусмотрено «софинансирование» оказания соответствующей медицинской помощи за счет личных средств граждан.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года № 1382 (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В целях реализации основных принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год», Правительство Астраханской области 24 декабря 2015 года утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год.
Указанная Программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, порядок и условия предоставления медицинской помощи, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также критерии доступности и качества медицинской помощи, содержит территориальную программу обязательного медицинского страхования, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Программа включает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области и средств обязательного медицинского страхования; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; территориальную программу обязательного медицинского страхования; финансовое обеспечение Программы; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; средние нормативы объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы; средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы, средние подушевые нормативы финансирования; условия реализации установленного законодательством Российской Федерации права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача); порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Астраханской области; порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по желанию пациента; условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования; условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний; условия размещения пациентов в маломестных палатах (боксах) по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации; порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту; условия и сроки диспансеризации для отдельных категорий населения; целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы; сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов; порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, не участвующей в реализации Программы; перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно указанной Программе за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется финансовое обеспечение государственных заданий на оказание, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области, в соответствии с разделом II приложения № 22 к Программе.
Указанным разделом, в частности поименовано проведение операций при травмах и заболеваниях позвоночника (код заболевания М51.1).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Астраханской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет бюджета субъекта Российской Федерации – Астраханской области) оказания гражданам, в частности при заболеваниях позвоночника, медицинской помощи в соответствии с перечнем видов такой помощи.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19.02.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Брусовой Г. Г. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий