66RS0057-01-2022-002215-34
Дело №2-65/2023
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2023 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Баклановой Н.А.,
при секретаре Пятовой И.Е.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.Н. к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, мотивируя тем, что он согласно ордера № (Серия ПГ) от ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> общая площадь которого составляет 34,3 квадратных метра, наймодателем жилого помещения выступает Администрация Талицкого городского округа.
Согласно Распоряжению Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании мноквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» его жилище признано аварийным и подлежащим сносу. Также Ответчиком установлен срок отселения физических и юридических лиц из жилых помещений данного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически Ответчиком было отказано истцу в предоставлении жилья взамен аварийного.
Просит обязать Администрацию Талицкого городского округа Свердловской области предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилье, которое будет равнозначно общей площади занимаемого им дома, но не менее 34,3 квадратных метров, и находится в пределах населенного пункта.
Суд привлек к участию в деле Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа в качестве третьего лица на стороне ответчика, Кузнецову Н.Г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
В судебном заседании представитель истца Ковальских Д.А., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал (л.д.18).
Третье лицо Кузнецова Н.Г. заявленные требования поддержала, в суд представлены письменные пояснения (л.д.66-67).
Представитель ответчика Администрации Талицкого городского округа Рыжкова О.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, мотивируя тем, что жилой дом по адресу: <адрес> не включен в перечень аварийных многоквартирных домов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органы местного самоуправления предоставляют жилье только малоимущим, семья истца не малоимущие, в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.30-32).
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа Ямщикова Е.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, мотивируя тем, что семья Кузнецовых на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие граждане» не состоит, в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.33,63).
В судебное заседание не явился истец, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия, на иске настаивает (л.д.28,52,62,64).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Конституция Российской Федерации предписывает тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.1,ч.2,ч.3,ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, истец является нанимателем жилого помещения, жилой площадью 34,3 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера №, серия ТГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Стороной ответчика не оспаривается, что указанное жилое помещение является муниципальной собственностью Талицкого городского округа.
Членом семьи истца как нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является его жена Кузнецова Н.Г., что подтверждается справкой Муниципального казенного Учреждения Талицкого городского округа «Расчетный центр компенсаций и субсидий» от ДД.ММ.ГГГГ за №б/н (л.д.21).
Распоряжением Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен срок отселения из жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,41-43).
Согласно региональной адресной программе "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 N 208-ПП (ред. от 10.06.2022), переселению подлежат граждане из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> не включен в перечень аварийных многоквартирных домов указанной региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Доводы стороны истца о том, что их жилой дом не включен в перечень аварийных многоквартирных домов указанной региональной адресной программы по вине ответчика, с которым по этому вопросу велась переписка с 2010 года, не свидетельствуют о праве истца на получение жилья по этой программе.
При таких обстоятельствах, оснований для предоставления истцу жилого помещения в соответствии с указанной региональной адресной программой взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, не имеется.
Согласно действующего жилищного законодательства (ст.49. ст.57 ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления, к каковым относится Администрация Талицкого городского округа, только нуждающимся в жилых помещениях малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении таких жилых помещений.
В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для обеспечения жилым помещением по правилам статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается предоставление жилых помещений маневренного фонда для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Истцу стороной ответчика предлагалось жилое помещение маневренного фонда благоустроенное (л.д.37), обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма у ответчика не имеется.
На основании изложенного, исковые требования об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузнецова В.Н. к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бакланова Н.А.