Дело № 3а-40/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 21 января 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Слабченко Анны Александровны к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости,
установил:
Слабченко А.А. 19 декабря 2018 г. обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование указывает, что является собственником 1/2 доли в общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – сельское хозяйство, площадью <...> кв.м, адрес (местоположение): <адрес>.
Отмечает, что по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка составила 1654110 руб. 72 коп., однако его рыночная стоимость, определенная по состоянию на эту же дату отчетом № 158-01/18 об оценке объекта оценки от 30 октября 2018 г., составляет 437000 руб.
Считает, что поскольку налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется исходя из его кадастровой стоимости, и кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной, соответственно, нарушаются ее права как плательщика налога.
В связи с этим просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 437000 руб.
Определением судьи Курганского областного суда от 21 декабря 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены сособственники земельного участка Слабченко Павел Петрович и Слабченко Александра Федоровна.
В судебном заседании административный истец Слабченко А.А. не участвовала, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлялась, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, о причинах неявки суд не уведомила.
Представители административных ответчиков – Правительства Курганской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались, что подтверждается уведомлениями о вручении судебного извещения, представили письменные отзывы, в которых не приводят возражений по существу иска, не оспаривают размер рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором возражений против заявленных требований не приводит, просит о рассмотрении данного дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Куртамышского района Курганской области, а также заинтересованные лица Слабченко П.П., Слабченко А.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, возражений относительно заявленных требований не представили, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, либо представители этих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, и их явка не является обязательной, суд приходит к выводу о рассмотрении исковых требований Слабченко А.А. в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из свидетельства о государственной регистрации права от <...> усматривается, что на основании свидетельств о праве на наследство по закону от <...>, соглашения от <...>, кадастрового паспорта земельного участка № от <...> Слабченко А.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – сельское хозяйство, площадью <...> кв.м, адрес (местоположение): <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 8 декабря 2017 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 1654110 руб. 72 коп.
В соответствии с отчетом № 158-01/18 об оценке объекта оценки от 30 октября 2018 г., выполненным оценщиком – индивидуальным предпринимателем К.О.Н., рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 437000 руб.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков указанной категории – по состоянию на 1 января 2014 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определена исходя из данного нормативного правового акта.
На основании изложенного, именно на эту дату – 1 января 2014 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный Слабченко А.А. в обоснование заявленных административных исковых требований отчет № 158-01/18 об оценке объекта оценки от 30 октября 2018 г., согласно которому по состоянию на 1 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 437000 руб., соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Установленный этим отчетом размер рыночной стоимости данного земельного участка административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривают.
Учитывая изложенное, руководствуясь при оценке представленных доказательств положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Слабченко А.А. административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной отчетом № 158-01/18 об оценке объекта оценки от 30 октября 2018 г., в сумме 437000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Слабченко Анны Александровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – сельское хозяйство, площадью <...> кв.м, адрес (местоположение): <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 437000 руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения Слабченко Анны Александровны с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, является 19 декабря 2018 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.Л. Дьяченко