Дело (УИД) 57RS0024-01-2023-000516-40
№2-793/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при помощнике Черниковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Кравченковой Татьяне Александровне о возмещении ущерба, причиненного работником,
установил:
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее УФСИН России) обратилось с иском к Кравченковой Т.А. о возмещении ущерба, причиненного работником.
В обоснование заявленных требований указало, что Кравченкова Т.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с апреля 2019 года и проходит службу по контракту в должности ревизора контрольно-ревизионной группы УФСИН России по Орловской области с апреля 2019 года.
Согласно акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Орловской области, за период с 01.11.2019 по 01.08.2022, проведенной сотрудниками ФСИН России, при проверке правильности присвоения, установления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание были установлены нарушения. По основаниям, указанным в данном Акте ревизии, в УФСИН России по Орловской области проведена служебная проверка, по результатам которой были установлены нарушения в порядке присвоения, установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание, в том числе было признано необоснованным установление такой надбавки Кравченковой Т.А. Общая сумма переплаты и соответственно ущерба составила 24409,28 рублей.
Комиссией установлено, что в соответствии с приказом УФСИН от 19.12.2019 «О проведении контрольных стрельб» с сотрудниками УФСИН проводились контрольные стрельбы 20.12.2019.
Далее, в ходе проверки комиссия устанавливала факт отсутствия на контрольных стрельбах 20.12.2019 лейтенанта внутренней службы Кравченковой Т.А. и обоснованность присвоения ей квалификационного звания.
Лейтенант внутренней службы Кравченкова Т.А. в объяснении пояснила, что с 03.12.2019 по 01.01.2020 находилась в основном отпуске за 2019 год с выездом в г. Казань, приказ УФСИН от 24.12.2019 №-лс, вследствие чего не могла присутствовать на контрольных стрельбах, проводимых 20.12.2019. В соответствии с пунктом 134 приказа Минюста России от 27.08.2012 проходила итоговые испытания по огневой подготовке за 2019 год в январе 2020 года.
17.01.2020 в соответствии с приказом УФСИН от 15.01.2020 № «О проведении учебных стрельб» с сотрудниками УФСИН проводились учебные стрельбы, на участие в которых ссылаются сотрудники. В соответствии с приказом Минюста России от 26.02.2006 №, оценка, полученная в ходе таких стрельб, не может считаться итоговой оценкой за 2019 год по огневой подготовке и учитываться при выставлении индивидуальной оценки по служебно-боевой подготовке. Материалов, подтверждающих факт проведения в указанный период контрольных стрельб, комиссия не выявила.
Таким образом, индивидуальные оценки в сводной ведомости сдачи итоговых зачетов по служебно-боевой подготовке (копия сводной ведомости прилагается) были выставлены сотрудникам с нарушением требований приказов Минюста от 27.08.2012 №, от 26.02.2006 №, квалификационные звания сотрудникам присвоены неправомерно, с нарушением требований приказа Минюста от 06.03.2020 №.
Квалификационное звание лейтенанту внутренней службы Кравченковой Т.А. присвоено неправомерно, с нарушением требований пункта 4 приказа Минюста от 06.03.2020 №.
За период с 06.08.2020 по 01.08.2022 Кравченкова Т.А. в составе денежного довольствия получила ежемесячную надбавку к должностному окладу за квалификационное звание в размере 5% на общую сумму 24409,28 рублей.
Таким образом, Кравченковой Т.А. причинен имущественный ущерб УФСИН России по Орловской области в виде неправомерно полученной ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание в сумме 24409,28 рублей.
УФСИН России по Орловской области 14.11.2022 направило Кравченковой Т.А. письмо о добровольном возмещении ущерба в срок до 21.11.2022, однако, по настоящее время добровольно ущерб не возмещен. Письмо получено Кравченковой Т.А. 14.11.2022.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца в качестве возмещения ущерба, причиненного ответчиком недостачей имущества, в виде переплаченного денежного довольствия, сумму в размере 24 409 рублей 28 копеек.
В судебном заседании представитель истца УФСИН России по Орловской области Тимонин В.Л. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Кравченкова Т.А. исковые требования не признала. Пояснила, что в период с 03.12.2019 по 01.01.2020 находилась в отпуске, о проведении контрольных итоговых стрельб за 2019 год она не была уведомлена. В связи с чем, отсутствует связь между ее действиями и причиненным УФСИН России по Орловской области ущербом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 «О службе в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ от 19.07.2018) за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь частью 1 статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статья 233 ТК РФ определяет, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:
- отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
- противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя
вреда;
- вина работника в причинении ущерба;
- причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;
- наличие прямого действительного ущерба;
- размер причиненного ущерба;
- соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
При этом наличие прямого действительного ущерба должно быть в прямой причинной связи с виновными действиями работника.
В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Кравченкова Т.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с апреля 2019 года и проходит службу по контракту в должности ревизора контрольно-ревизионной группы УФСИН России по Орловской области с апреля 2019 года, что подтверждается Выпиской из Приказа №-лс от 15.04.2019 г.
В период с 29.08.2022 по 20.09.2022 на основании предписания ФСИН России проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Орловской области.
В результате проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Орловской области, при проверке правильности присвоения, установления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание были установлены нарушения, в том числе было признано необоснованным установление надбавки Кравченковой Т.А.
В ходе проверки комиссией был проанализирован типовой контракт о службе в Уголовно-исполнительной системе (далее УИС), в котором указано, что гражданин (сотрудник), руководствуясь Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в УИС, при заключении контракта о службе в УИС берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в УИС, обязуется добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ и должностной инструкцией.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 197-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника УИС, дисциплинарным уставом УИС, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа УИС, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 197-ФЗ обязывает сотрудника соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 2 приказа Минюста России от 06.03.2020 № 36 «Об утверждении Порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, имеющих квалификационные звания» (далее - приказ Минюста России от 06.03.2020 № 36) с учетом уровня образования, стажа службы в УИС или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам, присваиваются квалификационные звания.
Частью 4 приказа Минюста России от 06.03.2020 № 36 установлено, что прошедшими квалификационные испытания признаются сотрудники, имеющие по результатам ежегодной индивидуальной итоговой проверки итоговую оценку по квалификационным испытаниям «удовлетворительно».
В соответствии с пунктом 137 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169) индивидуальная итоговая оценка сотрудника отражает уровень его профессиональной подготовленности и является действительной в течение следующего года. Она учитывается при установлении процентных надбавок к должностному окладу. Индивидуальная оценка сотруднику выставляется на основании оценок за специальную, огневую и физическую подготовку.
Пункт 7 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 устанавливает обязанность сотрудников посещать занятия по служебно-боевой подготовке в процессе служебной деятельности.
В соответствии с пунктом 87 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 итоговые занятия проводятся по окончании всех плановых занятий с принятием дифференцированных зачетов по специальной, огневой и физической подготовке и являются обязательными для всех сотрудников. Итоговые занятия с сотрудниками учреждений и органов УИС организуются и проводятся в IV квартале ежегодно.
По итогам обучения подразделениями профессиональной подготовки оформляется сводная ведомость по служебно-боевой подготовке, где отражаются результаты специальной, огневой и физической подготовок (пункт 124 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169).
Пунктом 134 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 определено, что итоговой проверке подлежит 100% сотрудников, допущенных к самостоятельному исполнению служебных обязанностей. Сотрудники, отсутствующие на итоговых занятиях по уважительной причине, подлежат проверке в течение месяца после выхода на службу.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Пунктом 95 приказа Минюста России от 27.08.2012 № 169 определено, что служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в рабочее время.
В соответствии с частью 3.2. пункта 3 приказа Минюста России от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24) индивидуальная оценка по огневой подготовке обучаемым слагается из оценок, полученных, в том числе за выполнение упражнений стрельб.
Контрольная стрельба предназначена для определения степени огневой выучки личного состава и назначается по условию одного или нескольких упражнений учебных стрельб, отработанных в период обучения.
Контрольная стрельба проводится не реже одного раза в квартал и на итоговых проверках.
Судом установлено, что в соответствии с приказом УФСИН России по Орловской области от 19.12.2019 «О проведении контрольных стрельб» 20.12.2019 с сотрудниками УФСИН проводились контрольные стрельбы.
Приказом УФСИН России по Орловской области от 06.08.2020 №-лс Кравченковой Т.А. присвоено квалификационное звание «специалист третьего класса» с выплатой ежемесячного денежного вознагражден™ в размере 5% должностного оклада.
Приказом УФСИН России по Орловской области от 10.11.2022 №-лс отменен пункт вышеуказанного приказа о присвоении Кравченковой Т.А. квалификационного звания «специалист третьего класса».
За период с 06.08.2020 по 01.08.2022 Кравченкова Т.А. в составе денежного довольствия получила ежемесячную надбавку к должностному окладу за квалификационное звание в размере 5% на общую сумму 24409,28 рублей.
Однако, согласно раздаточно-сдаточной ведомости боеприпасов на пункте боевого питания и в соответствии с проведенной проверкой было установлено, что Кравченкова Т.А. отсутствовала при проведении контрольных стрельб 20.12.2019 г.
Вместе с тем, судом установлено, что Кравченкова Т.А. в период с 03.12.2019 по 01.01.2020 находилась в основном отпуске за 2019 год, с выездом за пределы Орловской области (приказ УФСИН России по Орловской области от 24.12.2019 №-лс).
О проводимых 20.12.2019 г. контрольных стрельбах Кравченкова Т.А. не извещалась, в связи с чем, по объективным причинам не могла присутствовать на контрольных стрельбах.
Пунктом 134 приказа Минюста России от 27.08.2012 № определено, что сотрудники, отсутствующие на итоговых занятиях по уважительной причине, подлежат проверке в течение месяца после выхода на службу.
Как поясняла ответчик Кравченкова Т.А. в судебном заседании, о проведении контрольных итоговых стрельб за 2019 год для сотрудников, отсутствовавших 20.12.2019 на контрольных стрельбах по уважительным причинам, было объявлено на занятии по служебной подготовке, проводимом 13.01.2020, о том, что контрольные итоговые стрельбы состоятся 17.01.2020.
17.01.2020 Кравченковой Т.А. контрольные итоговые стрельбы сданы на «удовлетворительно» и включены в ведомость сдачи зачетов.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не установлена вина Кравченковой Т.А. в причинении работодателю ущерба в виде переплаченного денежного довольствия в размере 24 409,28 руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 по <адрес> к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного работником.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Кравченковой Татьяне Александровне о возмещении ущерба, причиненного работником, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2023 года.
Судья Н.В. Севостьянова