РЕШЕНИЕ
23 мая 2022 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО3 на решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ-СТАР»,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 № от 9 ноября 2021 года ООО «ФОРЕСТ-СТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 15 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО3 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Законный представитель и защитник ООО «ФОРЕСТ-СТАР», извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, не усматриваю оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Часть 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что для юридических лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
На основании части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакция, действовавшей на дату выявления правонарушения) рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Аналогичные нормы предусмотрены статьей 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ.
Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Правила заготовки древесины), действовавшие на дату выявления административного правонарушения, утверждены приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993.
Согласно пункту 11 названных Правил, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Подпунктом «з» пункта 12 тех же Правил заготовки древесины установлен запрет на оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 утвержден Порядок осмотра лесосеки, пунктом 5 которого установлено, что в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ. На основании пункта 10 того же Порядка, при осмотре лесосек, среди прочего, устанавливается наличие невывезенной древесины.
Как следует из материалов дела, на основании извещения о месте и времени осмотра лесосеки от 13 апреля 2021 года должностным лицом Чугуевского филиала КГКУ «Примлес» ФИО4 в присутствии доверенного лица ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО5, 21 июня 2021 года произведен осмотр лесосеки №84 площадью 26,0 га, разработанной ООО «ФОРЕСТ-СТАР» по лесной декларации №2 от 13 декабря 2019 года, заявленной в соответствии с договором аренды №75/29 от 11 сентября 2008 года.
В ходе осмотра лесосеки №84 площадью 26,0 га, расположенной в квартале №204 выделе №7 Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества, установлен факт оставления на погрузочном пункте не вывезенной в установленный срок дровяной древесины породы береза белая в объеме 49,0 куб. м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ФОРЕСТ-СТАР» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения этого юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении №65 от 28 июля 2021 года, актом осмотра лесосеки №52 от 21 июня 2021 года, лесной декларацией № 2 от 13 декабря 2019 года и другими материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо обстоятельств, находящихся вне контроля ООО «ФОРЕСТ-СТАР», препятствовавших исполнению им требований законодательства, равно как и оснований полагать, что указанным юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований заготовки древесины, в том числе по оформлению отсрочки для вывоза древесины, материалы дела не содержат, в связи с чем ООО «ФОРЕСТ-СТАР» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности ООО «ФОРЕСТ-СТАР» в совершении вмененного ему административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств.
Оснований ставить под сомнение выявленное участковым лесничим в ходе осмотра и зафиксированное в акте нарушение не имеется, поскольку осмотр лесосеки производился в присутствии представителя общества ФИО5, подписавшего акт осмотра без каких-либо замечаний.
Доводы защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР» о том, что лесозаготовительная деятельность на территории лесосеки № 84 окончена в ноябре 2020 года в связи с чем Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, к рассматриваемым правоотношениям не применимы, обоснованными не являются.
В соответствии с лесной декларацией № 2 от 13 декабря 2019 года заготовка древесины на лесосеке № 84 была задекларирована на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Таким образом, нарушение правил заготовки древесины, обусловленное оставлением на лесном участке не вывезенной древесины, имеет место с 1 января 2021 года, когда вступил силу приказ Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993, действовавший, в том числе, и на момент выявления административного правонарушения 21 июня 2021 года.
При этом непосредственно на момент осуществления ООО «ФОРЕСТ-СТАР» лесозаготовительной деятельности на лесосеке № 84 действовали Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, устанавливавшие аналогичные требования к заготовке древесины, в том числе запрет на оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке (пункт 12 указанных Правил заготовки древесины).
Ссылки защитника на соблюдение ООО «ФОРЕСТ-СТАР» при оставлении не вывезенной древесины требований Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах правового значения не имеют, поскольку по рассматриваемому делу нарушение указанных нормативных актов не вменялось.
Таким образом, оснований для освобождения ООО «ФОРЕСТ-СТАР» от административной ответственности по приведенным в жалобе доводам не имеется. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статьи 4.1 того же Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенных постановления и судебного решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 15 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ-СТАР», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО3 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи