Дело № 2-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 марта 2020 года с.Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Зориной О.А.
при секретаре Комаровой И.А.,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Казак Владимира Кузьмича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы и произвести перерасчет страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором указывает, что 15.11.2019 он обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии по старости. Решением № 534 от 18.11.2019 ему было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающему в сельской местности. Ответчик не был учтен, как работа в сельском хозяйстве период его работы: с 01.01.1995 по 31.12.2000 в КХ «Зелёная Роща» по причине неуплаты страховых взносов. В период работы с 01.01.1995 по 11.11.2013 он работал на должностях водителя, специалиста по сельхозмашинам, кузнеца-газоэлектросварщика, что отражено в его трудовой книжке, получал заработную плату, с которой работодатель обязан был производить необходимые отчисления страховых взносов. Истец считает, что ответчик незаконно не принял к зачету период его работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в должности кузнеца-газоэлектросварщика, поэтому с учетом уточненных требований просит признать незаконным и отменить решение ответчика № 534 от 18.11.2019, обязать ответчика включить период его работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в должности кузнеца-газоэлектросварщика Крестьянского хозяйства «Зеленая Роща» в страховой стаж работы и в стаж для исчисления фиксированной выплаты, предусмотренной частью 14 статьи 17 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, а также обязать ответчика назначить ему с 01.01.2019 фиксированную выплату, предусмотренную частью 14 статьи 17 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец Казак В.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель истца Гузеева А.Н. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель третьего лица глава Крестьянского хозяйства «Зеленая Роща» Казак В.К. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонного) в судебном заседании Пасюга Н.М. исковые требования не признала.
В письменном отзыве ответчик указал, что, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. №1440 установлены периоды работы, подлежащие включению в стаж работы в сельском хозяйстве, а также периоды, которые подлежат зачету в стаж работы в сельском хозяйстве. В спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в Крестьянском хозяйстве «Зеленая Роща», являлся одним из его учредителей и членом (выписка из протокола № 3 общего собрания учредителей Крестьянского хозяйства «Зеленая Роща». Спорный период истца не включен в страховой стаж в связи с отсутствием сведений об уплате обязательных платежей. По представленным документам у истца стаж работы в сельском хозяйстве составил 27 лет 3 месяца 10 дней, вместо требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к нижеследующим выводам.
Установлено, что Казак В.К. с 07.04.2017 является получателем страховой пенсии по старости бессрочно. При назначении пенсии в страховой стаж истца не включен период работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в Крестьянском хозяйстве «Зеленая Роща» в должности кузнеца-газоэлектросварщика. 15.11.2019 Казак В.К. обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости как лицо, проработавшее не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающее в сельской местности.
Решением УПФ РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) № 534 от 18.11.2019 Казак В.К. отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон «О страховых пенсиях»).
Часть 1 статьи 8 Закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть первая статьи 35 Закона).
Согласно ч.1 ст. 11, части ст.4 Закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из трудовой книжки Казак В.К. в период с 01.01.1995 по 31.12.2000 работал в должности кузнеца-газоэлектросварщика в Крестьянском хозяйстве «Зеленая Роща». Согласно выписке из протокола № 3 общего собрания учредителей Крестьянского хозяйства «Зеленая Роща», а также выписке из ЕГРЮЛ истец являлся учредителем и членом Крестьянского хозяйства «Зеленая Роща».
В силу ч.3 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, также действующие с 01 января 2015 года (далее – Правила №1015).
Пункты 10 и 16 названных Правил № 1015 устанавливают, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 08.08.2001, спорный период имел место до его регистрации, соответственно в силу действующих Правил №1015 периоды работы его как члена крестьянского (фермерского) хозяйства должны подтверждаться трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Часть 8 статьи 13 Закона «О страховых пенсиях» также устанавливает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ст. 89 Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (в редакции, действовавшей до 1997 года) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Статья 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Закона РСФСР от 27.12.1990 № 461-1) устанавливала, что глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства (ч.1). Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве (ч.4). Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч.6).
Согласно п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 №190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Таким образом, правила подсчета соответствующего стажа, как в период работы истца, так и в настоящее время предусматривают подтверждение периодов работы члена КХ как трудовой книжкой, так и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Установлено, что КХ «Зелёная Роща» производило уплату и начисление страховых взносов за период с 11.01.1993 по 31.12.1994, с 01.01.2001 по 07.08.2001 в полном объеме. В спорный период с 01.01.1995 по 31.12.2000 уплата и начисление страховых взносов не производилась.
Согласно решению УПФ РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) от № 534 от 18.11.2019 у истца стаж работы в сельском хозяйстве составляет 27 лет 3 месяца 10 дней. Не учтен, как работа в сельском хозяйстве, период работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в КХ «Зелёная Роща», поскольку не было уплаты страховых взносов.
Суд считает, что требования истца в части включения в страховой стаж периода работы в КХ «Зелёная Роща» с 01.01.1995 по 31.12.2000 подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Факт работы истца в спорный период подтвержден исследованными доказательствами, представленными в материалы дела, в связи с чем неисполнение работодателем обязанности по начислению и уплате страховых взносов не может лишить истца гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение по возрасту.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 № 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1), не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, суд считает, что применение ст.237 КЗоТ, гарантирующей право работника на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности.
Вместе с тем в спорный период работы истца в КХ в 1995-2000 году действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Указанный Закон в статье 1 определял, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Статья 11 Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не предусматривала обязанности граждан, являющихся членами крестьянского хозяйства самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
Часть 3 статьи 25 данного Закона устанавливала, что порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 №1020 было установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2014 года №1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство – как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов КХ, в том числе и за истца, в спорный период являлся глава КХ, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности.
Истец в спорный период главой КХ не являлся, в качестве члена КХ самостоятельной обязанности по уплате взносов на социальное страхование не имел, то есть не являлся страхователем и плательщиком взносов на социальное страхование.
Учитывая, что факт работы истца в КХ в указанный период подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, суд считает, что невнесение главой КХ страховых взносов за истца не может послужить основанием для умаления его прав на пенсионное обеспечение, равно как и для наемных работников КХ, что прямо было предусмотрено ст.237 КзОТ РСФСР.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование истца о включении в страховой стаж периода его работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона "О страховых пенсиях" на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" (далее - Список N 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях".
Тем же Постановлением Правительства РФ утверждены и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности.
Учитывая, что деятельность КХ «Зеленая Роща», в котором истец осуществлял работу в спорный период, связана с сельским хозяйством, суд полагает подлежащим включению спорного периода работы истца в сельский стаж.
С учетом включения спорного периода в стаж работы истца в сельском хозяйстве, указанный стаж составит более 30 лет, что является основанием достаточным для возникновения права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, в связи с чем ответчик обязан произвести перерасчет истцу размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.01.2019.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) № 534 от 18.11.2019 является незаконным, а требование истца об отмене данного решения излишне заявленным.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Казак Владимира Кузьмича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) № 534 от 18.11.2019.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) включить Казак Владимиру Кузьмичу периоды работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в страховой стаж работы.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) включить Казак Владимиру Кузьмичу периоды работы с 01.01.1995 по 31.12.2000 в стаж для исчисления фиксированной выплаты, предусмотренной ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Казак Владимиру Кузьмичу произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) в пользу Казак Владимира Кузьмича возврат госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Хабарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09.03.2020.
Председательствующий судья О.А.Зорина
Верно: судья О.А.Зорина
Нач. отдела О.Ф. Клименко