Дело № 2-77/2018
Решение
Именем Российской Федерации
02 ноября 2018 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Петижевой А.Н.,
с участием представителей Проскурова Р.А. – Проскуровой С.В., Ловянникова П.С., действующих на основании доверенности,
представителя ответчика – Мирошниченко Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 к администрации <адрес> о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников попрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - Проскурова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи из трех человек: он, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ, об обязании администрации города Невинномысска восстановить Проскурова Р.А. с составом семьи из трех человек в сводном списке граждан - участников подпрограммы под номером 45 (по <адрес> под номером 5), поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении супругу ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Проскуров Р.А. обратился в Невинномысский городской суд <адрес> с указанным исковым заявлением, в обоснование которого ссылается на то, что по достижению 18 лет, на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. После чего ежегодно предоставлял в администрацию <адрес> все необходимые документы, в том числе и сведения из ГУМВД России по СК о продлении статуса вынужденного переселенца, заносимые в удостоверение. По рождению детей он также предоставил свидетельства о их рождении, на основании которых они были поставлены на учет, как нуждающиеся. ДД.ММ.ГГГГ ему в администрации <адрес> вручили постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, исключении из числа участников подпрограммы «Жилище», в обоснование принятия данного постановления администрация ссылается на письмо ГУМВД РФ по СК от ДД.ММ.ГГГГ № и п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Вместе с тем, он и члены его семьи не имели и не имеют какого либо помещения в собственности, сертификат, денежные средства на приобретение жилого помещения не получали, как и не получали отдельного благоустроенного помещения. Таким образом, считает, что законных оснований для снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении не имелось. Кроме того, указал, что по этим же обстоятельствам, и по спору между теми же лицами имеется апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ, которое по мнению истца освобождает его от доказывания преюдициально установленных фактов о том, что жилищные условия Проскурова Р.А. и его несовершеннолетних детей не улучшились.
В судебном заседание Проскуров Р.А. не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей.
Представитель Проскурова С.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснив, что на учете нуждающихся в жилом помещении ее доверитель состоит уже на протяжении почти 15 лет. За указанный промежуток времени, каким либо образом его нуждаемость в жилом помещении не изменилась, администрацией <адрес> какое либо жилое помещение ему не предоставлено, на момент рассмотрения дела Проскурову Р.А. восстановлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается штампом в удостоверении вынужденного переселенца.
Представитель Ловянников П.С. в судебном заседании полагал, что обстоятельства рассматриваемого дела уже установлены и им дана оценки при рассмотрении дела в 2016 году апелляционной инстанцией, по жалобе Проскурова Р.А. на решение Невинномысского городского суда СК от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого решение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и удовлетворены исковые требования Проскурова Р.А. об обязании администрации разрешить вопрос о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении Проскурова Р.А. и его несовершеннолетних детей. Данное апелляционное определение по мнению представителя является преюдициальным по отношении к обстоятельствам рассматриваемого дела, в виду чего необходимости в обосновании исковых требований не имеется.
Представитель администрации <адрес> Мирошниченко Н.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме полагая, что при отсутствии у Проскурова Р.А. статуса вынужденного переселенца на момент принятия администрацией <адрес> постановления о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении, постановление является законным и обоснованным. Доводы представителя истца о том, что апелляционное определение Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдициальное значение для обстоятельств настоящего гражданского дела просила суду не учитывать, поскольку при рассмотрении гражданского дела в 2016 году оценка судом давалась постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Проскуров Р.А. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении по иным основаниям, а именно в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения свыше учетной нормы.
Представитель третьего лица – Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление в соответствии с которым, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представиель ГУМВД по СК надлежащим образом извещенный судом о дате и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился о причинах не явки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что Проскуров Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, жилой площадью 25,9 кв. м., общей - 47 кв. м., где и проживал на момент постановки его на учет для улучшения жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ). Жилой дом принадлежал и принадлежит на праве собственности его матери – Проскуровой С.В. Помимо истца в доме также зарегистрированы и другие лица в количестве 9 человек (домовая книга) приходящиеся истцу родственниками.
На основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Проскуров Р.А. в составе семьи три человека принят на учет для улучшения жилищных условий с порядковым номером 5306, основание: п. 11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных решением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. м). Категория граждан «вынужденные переселенцы».
В материалах учетного дела Проскурова Р.А. имеются ежегодные заявления Проскурова Р.А. о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях получения государственного жилищного сертификата.
На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Проскуров Р.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключен из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Основание - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку согласно письма Главного Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Проскуров Р.А. состоящий ранее на учете в Управлении по вопросам миграции утратил статус вынужденного переселенца.
Согласно справке ФМС России УФМС по СК № от ДД.ММ.ГГГГ вынужденный переселенец Проскуров Р.А. за счет средств федерального бюджета, жилого помещения для постоянного проживания, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на жилищное обустройство и компенсации за утраченное жилье не получал.
Из уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ №, 26-0-1-22/4003/2017-1695, 26-0-1-22/4003/2017-1696, 26-0-1-22/4003/2017-1697 выданных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах за Проскуровым Р.А., ФИО1, ФИО5, ФИО6
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
По смыслу ст. 6 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах", государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах", самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах", срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно нескольких оснований, в том числе, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.
В соответствии с п. 1 указанного выше Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 24 Правил, для включения в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы в 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении ГЖС в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пп. "б" п. 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы, указанного в пп. "ж" пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети, независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Из представленного в судебное заседание удостоверения вынужденного переселенца следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Проскурову Р.А. статуса вынужденного переселенца, установленный с 1998 года УФМС России по СК не был продлен.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в силу на основании апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ установлены обстоятельства в силу которых Проскурову Р.А. ГУМВД РФ по СК необоснованно отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, а именно, то что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Проскурову Р.А. за счет средств федерального бюджета жилого помещения для постоянного проживания не предоставлялось, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, долговременной беспроцентной ссуды на жилищное обустройство и компенсации за утраченное жилье не выплачивалось, а также о том, что вывод ГУМВД РФ по СК о том, что Проскуров Р.А. постоянно проживает в доме своей матери и принадлежащем его матери и у них имеется имущество совместного пользования, сделан без учета конкретных обстоятельств и положений ЖК РФ.
Согласно представленного в судебное заседание удостоверения вынужденного переселенца Проскурову Р.А. ГУМВД РФ по СК срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на дату вынесения решения, постановление администрации <адрес>, о снятии Проскурова Р.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников попрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы является действующим.
Проанализировав указанные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для исключения Проскурова Р.А. из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы у администрации <адрес> не имелось, поскольку истцу ГУМВД России по СК необоснованно было отказано в продлении статус вынужденного переселенца, т.к. он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения на территории Российской Федерации, в виду чего суд приходит к выводу о признании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников попрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - Проскурова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи из трех человек: он, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным, с возложением на орган местного самоуправления обязанности по разрешению вопроса о восстановлении Проскурова Р.А. на данном учете.
Представителем истца ФИО7 заявлено о вынесении в отношении представителя администрации Мирошниченко Н.А. частного определения ввиду того, что она представляя интересы своего доверителя продолжает настаивать на том, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых мерах.
Согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле имеют право приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле, что в свою очередь согласуется с принципом установленным ст. 12 ГПК РФ о осуществлении правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
При указанных обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 226 ГПК РФ, для удовлетворения ходатайства представителя истца Ловянникова П.С. о вынесении частного определения, в адрес представителя администрации <адрес> Мирошниченко Н.А.,реализующей свои права на представление интересов своего доверителя и доведения до суда его позиции по делу, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Проскурову Р.А. к администрации <адрес> удовлетворить.
Признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников попрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - Проскурова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи из трех человек: он, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> разрешить вопрос о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников попрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - Проскурова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по первоначальной дате постановки на учет и в списке под прежним номером.
В удовлетворении ходатайства представителя истца Ловянникова П.С. о вынесении в адрес представителя ответчика Мирошниченко Н.А. частного определения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в полном объеме т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Л. Жердева