Судья: Авазова В.Б. дело № 2-2062/2024
Докладчик: Недоступ Т.В. дело № 33-9820/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.
судей Жегалова Е.А., Коголовского И.Р.
при секретаре Частниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 10 октября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФССП России – <данные изъяты>. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2024 года по иску Дементьевой Ольги Васильевны к Федеральной службе судебных приставов России и Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области о признании действий незаконными и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Недоступ Т.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дементьева О.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России и Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области о признании действий незаконными и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.
В обоснование которого указал, что Дементьева О.В. приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную службу и назначена на государственную должность судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов <адрес>.
Приказом №л от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен классный чин юрист 3 класса.
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прекращен с лейтенантом внутренней службы Дементьевой О.В., ведущим судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, контракт и уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.
Выслуга лет составляет в календарном исчислении 18 лет 08 месяцев 14 дней, в льготном исчислении – 19 лет 07 месяцев 24 дня.
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена выплата оклада по специальному званию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который отменен приказом от ДД.ММ.ГГГГ.
До службы в органах принудительного исполнения у Дементьевой О.В. имелся трудовой стаж более 22 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ФССП России с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет на основании п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с тем, что замещение соответствующих должностей государственной гражданской службы не могут входить в выслугу лет.
Просит признать незаконными действия УФССП России по Новосибирской области по возвращению заявления и отказу в назначении пенсии по выслуге лет, возложить на ответчика обязанность принять от истца заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращении с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец отказалась от исковых требований в части возложения обязанности принять от истца заявление и документы о назначении пенсии с даты первичного обращении с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2024 года исковые требования Дементьевой Ольги Васильевны (№) удовлетворены.
Признаны действия Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области (ИНН №), выразившиеся в отказе в назначении пенсии по выслуге лет, незаконными.
Возложена обязанность на Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области назначить Дементьевой Ольге Васильевне пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ.
Принят отказ от исковых требований Дементьевой Ольги Васильевны в части требований о возложении обязанностей принять заявление и документы.
Производство по делу в части исковых требований Дементьевой Ольги Васильевны о возложении обязанностей принять заявление и документы прекратить.
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель ФССП России – Черкашина Н.Г. просит решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование указывает, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются именно календарные периоды службы в качестве сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Периоды замещения соответствующих должностей государственной гражданской службы не относится к военной или правоохранительной службе и, соответственно не могут входить в стаж службы. Эти периоды могут быть зачтены только как трудовой стаж.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика, по доводам которых он просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дементьева О.В. проходила службу в Федеральной службе судебных приставов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 3271-лс контракт с ней прекращен, она уволена из органов принудительного исполнения России по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе.
Согласно приказу об увольнении истца выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 18 лет 08 месяцев 14 дней, в льготном исчислении – 19 лет 07 месяцев 24 дня.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ФССП России по <адрес> отказало истцу в назначении пенсии по названному основанию, ссылаясь на то, что периоды замещения соответствующих должностей государственной гражданской службы не относятся к военной либо правоохранительной службе, прохождение которой регламентируется отдельными специальными законами, и, соответственно не могут входить в 12 лет 6 месяцев стажа службы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Дементьевой О.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", исходил из того, что ответчиками необоснованно не включен в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, период прохождения истцом службы в должностях федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в органах принудительного исполнения в должности ведущего судебного пристава–исполнителя отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> в связи с чем требование истца о признании незаконным отказа ГУ ФССП по <адрес> в назначении ему пенсии за выслугу лет подлежит удовлетворению.
Также суд первой инстанции указал, что поскольку истица уволена со службы по достижении предельного возраста, общий трудовой стаж составляет более 25 лет, из которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, то требование о возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения за назначением пенсии), подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, а также надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств.
Так условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 года. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 01 января 2020 года Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 01.10.2019 года N 328-ФЗ).
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пункт "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 36 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ предусмотрено, что стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе, период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры - стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (ч. 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 36 названного Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении) (пункт 1).
Как следует из положений части 14 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Установив всю совокупность условий, необходимых для назначения истцу пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона N 4468-1, а именно, достижение истцом возраста 45 лет (возраст истца 61 год); увольнение ее со службы по соответствующему основанию - по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения; наличие у истца общего трудового стажа более 25 лет, из которых 12 лет и 6 месяцев - военная служба, служба в органах внутренних дел и в органах принудительного исполнения, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона N 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, указывающие на отсутствие оснований для включения в выслугу лет периода прохождения истцом государственной гражданской службы в должности судебного пристава по обеспечению деятельности судов, по мотиву не относимости такой службы к службе в органах принудительного исполнения, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Определяя порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции правильно применил положения названного закона в их системном единстве и взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941, которыми урегулирован порядок исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 31.03.2022 года N 710-О законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 01.10.2019 года N 328-ФЗ службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками, в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статьи 96).
При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Доводы жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что, решение судом первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержатся мотивированные и аргументированные выводы, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2024 года оставить без изменений.
Апелляционную жалобу представителя ФССП России – Черкашиной Н.Г., - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи