УИД 19RS0***-09
Дело ***а-1638/2021
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,
при секретаре Орловой Ю.Н.,
с участием прокурора Фетисовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 34 УФСИН России по Республике Хакасия» к Колосову Евгению Александровичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее – ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия») обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Колосова Е.А. Требования мотивированы тем, что 27 октября 2021 года из ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия» освобождается по отбытии срока наказания Колосов Е.А., 07 мая 1987 года рождения, осужденный 05 июля 2018 года апелляционным приговором Боградского районного суда Республики Хакасия по ч.1 ст. 158, ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 3 годам 7 месяцам лишения свободы. За период отбывания наказания Колосов Е.А, имеет 7 поощрений и 7 дисциплинарных взысканий, все взыскания погашены в установленном порядке, трудоустроен бетонщиком в ООО «Железобетон Сибири», к труду относится добросовестно, трудовую дисциплину и технику безопасности соблюдает. Принимает участие в работах по благоустройству учреждения. По характеру спокойный, стремится к расширению социально полезных связей, поведение адекватное. Круг общения среди осужденных широкий. Внешний вид опрятный. Поскольку Колосов Е.А. осужден за особо тяжкое преступление при опасном рецидиве, административный истец просил установить административный надзор в отношении Колосова Е.А. на 10 лет, установив в отношении него административные ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик Колосов Е.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участвующий в деле прокурор Фетисова О.Н. в заключении указала на обоснованность требований административного истца, полагала, что срок административного надзора подлежит установлению с учетом законодательства, действовавшего на момент совершения преступления.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права.
Положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускают ограничение со стороны публичных властей права на уважение личной и семейной жизни граждан, их жилища и корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из п.п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре) следует, что административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона об административном надзоре установлено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Анализ приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления. Установление административного надзора не ухудшает положение лица, как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства.
Лицо, отбывающее наказание, либо освобожденное из мест лишения свободы, при совершении проступков и правонарушений, должно осознавать возможные негативные последствия в виде установления ограничений прав и свобод, предусмотренных законом, действовавшим на момент их совершения.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ, Законом об административном надзоре.
Согласно ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Как следует из материалов дела, приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2009 года (с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 13 января 2010 года, постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 08 июня 2011 года, постановлением Боградского районного суда Республики Хакасия от 15 марта 2018 года) Колосов Е.А. осужден по п. «в» ч.4 ст. 162, п. «а» ч.2 ст. 166, ч.2 ст. 167 УК РФ, в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ к 9 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 24 марта 2010 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Боградского районного суда Республики Хакасия от 15 марта 2018 года) Колосов Е.А. осужден по ч. 2 ст. 325 УК РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ (по приговору от 22 сентября 2009 года), к 9 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 31 мая 2010 года (с учетом изменений, внесенных постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 08.06.2011, постановлением Боградского районного суда Республики Хакасия от 15 марта 2018 года) Колосов Е.А. осужден по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ (по приговору от 24 марта 2010 года) Колосов Е.А. осужден к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Боградского районного суда Республики Хакасия (с учетом изменений, внесенных постановлением Боградского районного суда Республики Хакасия от 15 марта 2018 года) Колосов Е.А. осужден по п. «а, в, г» ч.2 ст. 161 УК РФ, в соответствии с ч.5 ст. 69 УК РФ (по приговору от 31 мая 2010 года) к 9 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. На основании постановления Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 мая 2016 года освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 2 года 8 месяцев 24 дня.
Приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 28 марта 2018 года Колосов Е.А. осужден по ч.1 ст. 111 УК РФ к 2 годам 9 месяцам лишения свободы. На основании п. «в» ч.7 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение по приговору от 21 июня 2011 года отменено, в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания назначенного по приговору Боградского районного суда Республики Хакасия от 21 июня 2011 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Апелляционным приговором Боградского районного суда Республики Хакасия от 05 июля 2018 года Колосов Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний с наказанием по приговору Боградского районного суда Республики Хакасия от 28 марта 2018 года окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 7 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Из приговора Боградского районного суда Республики Хакасия от 28 марта 2018 года следует, что в действиях Колосова Е.А. имеется опасный рецидив преступлений.
Пунктом «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, предусмотренного п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ, установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, судимость Колосова Е.А. за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ не погашена, административный ответчик отбывает в настоящее время наказание за данное преступление.
Поскольку условно-досрочное освобождение было отменено, судимость Колосова Е.А. за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ начнет погашаться после освобождения из мест лишения свободы по отбытии наказания по апелляционному приговору Боградского районного суда Республики Хакасия от 05 июля 2018 года.
Преступление, предусмотренное п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ, в силу ст. 15 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений.
Таким образом, административный ответчик относится к категории лиц, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.
27 октября 2021 года Колосов Е.А. освобождается по отбытии срока наказания из ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия».
Срок административного надзора административному ответчику не может быть установлен более и менее чем на 8 лет.
В силу ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
В силу ст. 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны содержаться следующие сведения - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре).
Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Согласно пунктам 1 – 5 ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Обязательным, в силу ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре, является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Поскольку в силу ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре установление административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из характеристики личности административного ответчика, справки о поощрениях и взысканиях от 24 августа 2021 года следует, что Колосов Е.А. имеет 7 поощрений и 5 дисциплинарных взысканий, все взыскания погашены, характеризуется положительно.
С учетом данных о личности Колосова Е.А., который неоднократно привлекался к уголовной ответственности, совершал преступления в состоянии алкогольного опьянения, принимая во внимание необходимость повышенного контроля за поднадзорным лицом, суд полагает необходимым установить в отношении административного ответчика остальные предложенные административным истцом административные ограничения, а именно: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Колосова Евгения Алексеевича, *** года рождения, сроком на 8 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по апелляционному приговору Боградского районного суда Республики Хакасия от 05 июля 2018 года.
Установить в отношении Колосова Евгения Алексеевича следующие административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;
- запрещение посещения мест посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий Ю.Н. Коноплёва
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года