Решение по делу № 3а-69/2019 от 10.01.2019

Дело № 3а-69\19         Принято в окончательной форме 07.03.19г.

                    Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

гор. Ярославль                                  04 марта 2019г.

    Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шахазизяна Самвела Левоновича к Правительству Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

                        Установил:

В административном исковом заявлении Шахазизян С.Л. просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 923,5 кв.м в размере рыночной стоимости равной 4 709 701,87 руб. по состоянию на 13.03.2018г

Административные исковые требования мотивированы тем, что нежилое помещение принадлежит административному истцу на праве собственности. Установленная кадастровая стоимость помещения значительно превышает его рыночную стоимость, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.

В судебном заседании представитель административного по доверенности Калугин Д.Е. административные исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Николаева Т.Б. возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на недостоверность отчета определения рыночной стоимости нежилого помещения.

Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо мэрия города Ярославля, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступили письменные объяснения, в которых возражений относительно административных исковых требований не указали.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Шахазизян С.Л. является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 923,5 кв.м.

В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Законом Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з установлена единая дата начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с требованиями НК РФ и Законом Ярославской области № 74-з «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие на территории Ярославской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Решением муниципалитета города Ярославля от 27.11.2014г. № 441 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога на имущество физических лиц при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

Кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого помещения определена по состоянию на 13.03.2018г.

Административным истцом представлен отчет № 64\12\2018 от 29.12.2018г. оценки рыночной стоимости вышеуказанного нежилого помещения, выполненный оценщиком ФИО 1. В отчете рыночная стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 13.03.2018г. в размере 4 709 701,87 руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим право на проведение подобного рода оценки.

В судебном заседании свидетель ФИО 1 подтвердил выводы, изложенные в отчете, дал исчерпывающие и аргументированные ответы на возникшие вопросы.

Показания свидетеля и анализ отчета позволяют сделать вывод о достоверности отчета определения рыночной стоимости нежилого помещения.

Доводы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о несоответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки являются необоснованными ввиду следующего.

Из содержания отчета следует, что при определении рыночной стоимости нежилого помещения сравнительным подходом оценщиком подобрано и оценено достаточное количество объектов-аналогов с известными ценами предложений. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из факторов является единообразным. В отчете описан объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах конкретных объектов-аналогов в отчете мотивировано.

В отчете содержится информация о критериях подбора объектов-аналогов.

Доводы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что в отчете перепутаны данные объявлений о продаже объектов недвижимости, не могут быть приняты во внимание, так как из анализа отчета следует, что на стр. 38 оценщиком допущена техническая ошибка. Содержание отчета позволяет сделать вывод о том, что в таблице 5 на страницах 38-39 использована информация об объектах, указанных в приложении № 3 к отчету. В данном приложении содержится достоверная информация об объектах аналогах, включая реквизиты объявлений о продаже. В связи с этим неверное указание в таблице № 5 реквизитов объявлений не может служить основанием для критической оценки отчета, так как в целом отчет не вводит в заблуждение.

Объект-аналог № 1 расценен оценщиком как отдельно стоящее здание исходя из имеющейся доступной информации, которая позволяет прийти к выводу об обоснованности вывода оценщика в этой части.

Из содержания объявления о продаже данного объекта следует, что продается производственно-складское помещение и земельный участок, на котором располагается здание производственно-складского назначения. Одновременная продажа земельного участка свидетельствует, что к купле-продаже предлагался объект прочно связанный с этим земельным участком, а не отдельное помещение. В объявлении размещены фотографии объекта – нежилого здания. Совокупность данной информации подтверждает правильность вывода оценщика.

Доводы департамента имущественных и земельных отношений о неверном применении корректировки на стоимость земельного участка в составе единого объекта недвижимости, по сути, сводятся к несогласию с применением оценщиком методики оценки объектов капитального строительства.

Между тем в соответствии с п. 24 ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

В связи с этим утверждение департамента о необходимости применения предлагаемой им методики, в то время как имеются разработанные иные методики, не может служить основанием для критической оценки отчета.

Кроме того, оценщиком применен не только сравнительный, но и доходный подход. Замечаний на порядок определения рыночной стоимости объекта недвижимости доходным подходом у лиц, участвующих в деле, не имеется. Содержание отчета свидетельствует о соблюдении оценщиком законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при определении рыночной стоимости помещения доходным подходом. При этом размер рыночной стоимости объекта недвижимости, определенный доходным подходом, сопоставим с размером рыночной стоимости объекта, определенного сравнительным подходом, что подтверждает вывод о достоверности определения оценщиком рыночной стоимости объекта.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении этого объекта рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является – 30 декабря 2018 года, так как административное исковое заявление подано посредством почтовой связи 30 декабря 2018г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                    РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 923,5 кв.м в размере рыночной стоимости равной 4 709 701,87 руб. по состоянию на 13.03.2018г.

Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером в размере 4 709 701,87 руб.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 30 декабря 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     В.С. Преснов

3а-69/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шахазизян Самвел Левонович
Ответчики
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области
Правительство Ярославской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.08.2020Регистрация административного искового заявления
16.08.2020Передача материалов судье
16.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее