РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.11.2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре Копейкиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4640/2022 по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти к ООО «Волгаметалл» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к к ООО «Волгаметалл» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Согласно уточненным исковым требованиям просил обязать ООО «Вогламеталл» (ИНН 6345021348, ОГРН 1106382003496) обустроить площадку для складирования отходов согласно требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждёнными главным государственным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ Исполнить данное решение в месячный срок со дня вступления решения.
В судебное заседание помощник прокурора ФИО3 не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. До судебного заседания предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ФИО4 не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. До судебного заседания предоставила заявление о признании уточненных исковых требовании, просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель не явился, о месте и времени извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск полностью или в части. В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
У суда в рассматриваемом случае отсутствуют основания для непринятия признания иска ответчиком по основаниям, изложенным выше, так как он не противоречит закону, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и третьих лиц.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 данного закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской Конвенции "О защите прав человека и основных свобод".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
К объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду относятся объекты капитального строительства и другие объекты, в процессе эксплуатации которых осуществляются в том числе – выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте.
Согласно ч. 2 ст. 22 вышеуказанного федерального закона инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты I-III категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий определены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридическиелица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах II-III категории, разрабатывают иутверждают программу производственного экологического контроля,осуществляют производственный экологический контроль в соответствии сустановленными требованиями, документируют информацию и хранят данные,полученные по результатам осуществления производственного экологическогоконтроля.
Требования к содержанию программы производственного экологическогоконтроля, сроки представления отчета об организации и о результатахосуществления производственного экологического контроля определеныприказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществленияпроизводственного экологического контроля» и приказом министерства лесногохозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка представления и контроляотчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах II и III категорий,региональному государственному экологическому надзору».
Отчет об организации и о результатах осуществления производственногоэкологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующегоза отчетным.
В соответствии с абзацами 220, 221 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Санитарные правила нормы). При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметнчной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка); на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.
Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Несоблюдение законодательства Российской Федерации в сфере экологии создает угрозу загрязнения окружающей среды, а также угрозу жизни и здоровья граждан, чем нарушается ст. 42 Конституции Российской Федерации - право граждан на благоприятную среду обитания.
Как установлено в судебном заседании <адрес> совместно с главным специалистом отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти в марте 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в области окружающей среды и экологической безопасности в отношении ООО «Волгаметалл», ИНН 6345021348.
В ходе проверки установлено, что, согласно данным ЕГРЮЛ основнымвидом деятельности ООО «Волгаметалл», является деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Во время обследования производственной площадки, эксплуатируемой ООО «Волгаметалл» по адресу: <адрес>А, установлено, что территория пункта металлоприема находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. На территории зафиксированы отходы лома металлов, размещённых на почве.
На территории, эксплуатируемой ООО «Волгаметалл» отсутствовала ливневая канализация, что не предотвращает поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы, что является нарушением ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», абзаца 221 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По вышеуказанным нарушениям директору ООО «Волгаметалл» ФИО5 прокуратурой района внесено представление, согласно ответу на которое выявленные нарушения были устранены не в полном объеме.
По результатам выездного обследования совместно с главным специалистом отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти производственной площадки эксплуатируемой ООО «Волгаметалл» по адресу: <адрес>А, анализа сведений государственных реестров, размещенных в свободном доступе сети интернет, и анализа представленных документов, сделаны выводы о том, что представление прокуратуры не были исполнены.
Согласно справке отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти установлено, что ООО «Волгаметалл» не стояло на учете как объект негативного воздействия, при этом на производственной площадке эксплуатируемой ООО «ВОЛАМЕТАЛЛ» имеются источники негативного воздействия на окружающую среду, а именно: осуществляется резка металлов с применением газосварочного оборудования; погрузочно-разгрузочные работы осуществляются с применением 2х дизельных кранов-погрузчиков.
В представленных ООО «Волгаметалл» материалах отсутствовал согласованный план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ. Обоснование по отсутствию необходимости разрабатывать план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ ООО «ВОЛАМЕТАЛЛ» не было представлено.
Отсутствовал отчет по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В представленных ООО «Волгаметалл» материалах отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на территории производственной площадки по адресу: <адрес>А - отсутствовал. Программа производственного экологического контроля не содержала сведений об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения").
Территория пункта металлоприема находилась в неудовлетворительном санитарном состоянии. На территории зафиксированы отходы лома металлов, пластиковой тары размещённые на почве, что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ.
На территории, эксплуатируемой ООО «Волгаметалл» ливневая канализация отсутствовала, меры по предотвращению поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации не были приняты.
Как установлено судом, в ходе рассмотрения дела ООО «Волгаметалл» были устранены ранее выявленные нарушения, а именно: директор ООО «Волгаметалл» прошел обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; разработан отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; подала заявка на постановку на учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, на момент рассмотрения дела ответчиком не обустроена площадка для складирования отходов согласно требованиям СанПИН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждёнными главным врачом РФ 30.04.2003г. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались и признаны в полном объеме.
Таким образом, требовании истца об обязании ООО «Вогламеталл» (ИНН 6345021348, ОГРН 1106382003496) обустроить площадку для складирования отходов согласно требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждёнными главным государственным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд считает правильным обязать ответчика исполнить решение суда в течение 30 дней со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес>, к ООО «Вогламеталл» (ИНН №) об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования – удовлетворить.
Обязать ООО «Вогламеталл» (№)обустроить площадку для складирования отходов согласно требованиямСанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению иобезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённымиглавным государственным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Установить ООО «Вогламеталл» (ИНН 6345021348, ОГРН 1106382003496)месячный срок для исполнения решения суда со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней – 01.12.2022г.
№
№
Судья: С.В. Германова
№
№
№
Центрального районного суда
<адрес>