Дело № 2-1673/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 октября 2024 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой Е.В.,
при секретаре Кротовой А.Е.,
с участием представителя истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Субачевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» о возложении обязанности,
установил:
заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма». Истец с учетом представленного в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заявления, проситобязать ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. Проверкой установлено, что здание МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой). В целях защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Субачева А.В. поддержала заявленные требования с учетом представленного заявления об их уточнении.
Ответчик МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма», извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация г.о. Кохма,Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Управление финансов администрации г.о. Кохма,извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили. От представителя администрации г.о. Кохма в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
По сведениям ЕГРЮЛ, находящимся в открытом доступе, единственным учредителем МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» является Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма.
Установлено, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов и несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, в том числе, в МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма».
Директором МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» в ответ на запрос Ивановского межрайонного прокурора направлены письменные сведения о том, что помещение школы не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой ввиду отсутствия финансировавния.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с п. 1 ст. 23 «Конвенция о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции указано, что государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Как следует из ст. 7 «Конвенция о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и направлена на осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) обучающимся предоставляются академические права в том числе на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Подпунктом «г» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В силу п. 3.1.2 ГОСТ Р 59812-2021, утверждённого и введённого в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2021 № 1328-ст (далее – ГОСТ Р 59812-2021), индукционная система представляет собой комплекс оборудования, предназначенный для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха (пользователям слуховых аппаратов или кохлеарныхимплантов) в условиях окружающего шума.
Из пункта 4.4.3.1 ГОСТ Р 59812-2021 следует, что при приспособлении общественных помещений для инвалидов по слуху в них устанавливают инфраструктурное оборудование индукционных систем, включающее в себя индукционные петли, передающие звуковую информацию на слуховые аппараты и кохлеарныеимпланты пользователей, и усилители электрических сигналов.
Согласно п. 4.4.3.3 ГОСТ Р 59812-2021 в конференц-залах, актовых залах, лекториях, аудиториях и т.п. для обеспечения возможности передачи звуковой информации на слуховые аппараты и кохлеарныеимпланты людей с нарушением слуха необходимо устанавливать стационарные индукционные петли, охватывающие всю площадь помещения таким образом, чтобы напряженность магнитного поля полезного индукционного сигнала в любой точке внутри индукционного контура (петли) обеспечивала напряженность не менее 400 мА/м (на высоте 1,2 м от уровня пола).
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации прав инвалидов на получение образования и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует таким гражданам создание необходимых условий для его получения, включая обеспечение возможности инвалидам по слуху получать образование в образовательных учреждениях с установленным оборудованием в виде индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
При указанных обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма», поскольку дети-инвалиды имеют право на получение образования наравне с другими гражданами, между тем в помещении здания МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма», предназначенном для проведения массовых мероприятий, не установлены индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы детей-инвалидов и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья по слуху, что является недопустимым.
Кроме того, суд также отмечает, что требования законодательства об обеспечении прав инвалидов наравне с другими гражданами являются императивными, подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации и не связаны с наличием или отсутствием текущей фактической необходимости их применения.
Отсутствие денежных средств в целях финансирования принятия мер по обеспечению указанных требований не является исключительным обстоятельством, способным умалить приоритет законных интересов и прав детей-инвалидов.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» надлежит исполнить решение суда, суд считает возможным установить срок по оборудованию помещения МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма», предназначенного для проведения массовых мероприятий, расположенного по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на МБОУ «СШ № 6 городского округа Кохма», ИПП 3711011781, обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, по адресу: <адрес> индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е. В. Чеботарева
В окончательной форме решение составлено 17.10.2024.