УИД 28RS0006-01-2021-000951-91
Дело № 2-551/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» сентября 2021 годап. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Шевчик Л.В.
при секретаре Ивачевой Е.В.,
с участием представителя прокуратуры Бурейского района помощника прокурора Бурейского района ФИО17,
законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, 20.02.2006 года рождения,- ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бурейского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации муниципального образования <адрес>, Министерству социальной защиты населения Амурской <адрес> о признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации введенной распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской <адрес>», возложении обязанности на администрацию <адрес> включить ФИО1 в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928;
о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928;
обращении решения суда к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
31 августа 2021 года Прокурор Бурейского района (далее - Прокурор) в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование в иске указав, что в прокуратуру Бурейского района поступило заявление ФИО2 о несогласии с ответом главы администрации <адрес> об отказе во включении ее сына ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в результате ЧС.
По результатам проведенной проверки заявления ФИО2 прокуратурой установлено следующее.
В связи с проходящими весной-летом 2021 года по территории Амурской области комплексами длящихся опасных, неблагоприятных метеорологических и гидрологических явлений (осадки различной интенсивности, подъемы уровня воды на реках Амурской области), вызвавших поэтапные наводнения, затопления посевов сельскохозяйственных культур, подтопление и затопление территорий, повреждение жилых домов, объектов социальной, транспортной и иной инфраструктур, нанесение значительного ущерба гражданам и организациям (индивидуальным предпринимателям):
в соответствии с п.1 распоряжения Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой с 06.08.2021 затрагивает Бурейский район.
ФИО2 состоит в браке с ФИО5, проживающим по адресу: Амурская <адрес>.
ФИО5 проживает и зарегистрирован в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, в результате чего было частично утрачено имущество первой необходимости его и членов его семьи.
Членами семьи пострадавшего являются ФИО2 - жена, ФИО6 - дочь, ФИО1 - сын жены, которые проживают совместно с ФИО5. При этом ФИО2 и ее сын ФИО1 зарегистрированы по другому адресу: в <адрес>.
10 августа 2021 года ФИО5 обратился к главе администрации <адрес> с письменным заявлением об оказании единовременной материальной помощи ему и членам его семьи.
По результатам обследования жилого помещения, расположенного в <адрес>, комиссия пришла к выводу о том, что условия жизнедеятельности ФИО5 и членов его семьи нарушены.
Вместе с тем, в Списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей и 50 тыс. рублей на человека, включены лишь ФИО5 и его дочь ФИО6.
18.08.2021 года и 31.08.2021 года в администрацию Бурейского района обратилась ФИО2 с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи ей и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1.
В заявлениях указано, что ФИО2 и ее несовершеннолетний сын ФИО1 проживают по адресу <адрес>, то есть в жилом помещении, в отношении которого ранее комиссией установлен факт о нарушении условий жизнедеятельности.
20.08.2021года и 01.09.2021 года главой <адрес> по результатам рассмотрения заявлений ФИО2 от 18.08.2021 и от 31.08.2021 принято решение об отказе во включении её несовершеннолетнего сына ФИО1 в списки нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Свою позицию глава района мотивировал тем, что несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован в <адрес> Амурской <адрес>, в то время как в силу требований закона должно быть совпадение двух факторов, а именно постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и регистрация в указанном помещении, то есть проживание и регистрация в <адрес>.
Не согласившись с отказом администрации Бурейского района от 20.08.2021 года во включении ФИО1 в Списки нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, ФИО2, как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о восстановлении прав своего сына.
Принимая во внимание факт постоянного проживания несовершеннолетнего ФИО1 в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, факт установления комиссией нарушения условий жизнедеятельности лиц проживающих в <адрес>, и то обстоятельство, что ФИО1 в силу несовершеннолетнего возраста не обладает правом самостоятельного обращения о регистрации по месту жительства, Прокурор полагает, что несовершеннолетний ФИО1 подлежит включению в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества как пострадавший от наводнения, и в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в интересах несовершеннолетнего ФИО1 подал в суд исковое заявление о восстановлении его социальных прав.
Ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, постановление Правительства Амурской области от 29.06.2021 № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», Прокурор просил суд признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», возложении обязанности на администрацию Бурейского района включить ФИО1 в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928;
Возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения, которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
В судебном заседании представитель прокуратуры Бурейского района помощник прокурора Бурейского района ФИО17, требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.В обоснование привела те же доводы что и в исковом заявлении.
Просила признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Бурейского района Амурской области в п.Бурея в июле-августе 2021 года, включить в Списки граждан, имеющих нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской <адрес>, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – аномальных дождей на территории <адрес> Амурской <адрес> в <адрес> в июле-августе 2013 года. Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской <адрес> произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1928 от 28.12.2019 г.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,- ФИО2, требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, пояснив, что несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её сын. Она совместно с сыном постоянно проживают по адресу <адрес>, по месту регистрации её мужа ФИО5.
В обоснование иска поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что в <адрес> были аномальные дожди в июле-августе 2021 года, в связи, с чем был введен режим ЧС. В связи с аномальными дождями, был поврежден жилой дом, в котором она с семьей проживают. Данные обстоятельства подтверждены Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО5 проживает в <адрес>, членами семьи пострадавшего являются ФИО2 - жена, ФИО6 - дочь, ФИО1 - сын жены. Её супруга- ФИО5 и его дочь ФИО6 признали пострадавшими и включили в Списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей и 50 тыс. рублей на человека, а её сына несовершеннолетнего ФИО1 и её не включили.
Считает, что её несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на выплаты единовременной материальной помощи.
Просила суд признать несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Бурейского района Амурской области в п.Бурея в июле-августе 2021 года, включить его в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – аномальных дождей на территории Бурейского района Амурской области в п.Бурея в июле-августе 2013 года. Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской <адрес> в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1928 от 28.12.2019 г., обратив решение к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие несовершеннолетнего ФИО1, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрация Бурейского района, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, просившей рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указавшего, что в адрес администрации Бурейского района от ФИО2 поступило заявление от 18.08.2021 года об оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 03.08.2021 на территории пгт. Новобурейский, Бурейского района на несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928, постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2021 № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Днем введения режима чрезвычайной ситуации на территории Бурейского района считается дата введения чрезвычайной ситуации на данной территории Губернатором Амурской области - 06.08.2021 года.
В заявлении ФИО2 был указан адрес проживания пгт. Новобурейский, <адрес>, но согласно штампа о регистрации на момент возникновения чрезвычайной ситуации, то есть на ДД.ММ.ГГГГ она и ее несовершеннолетний сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения были зарегистрированы по другому адресу: в <адрес>.
В связи с тем, что указанный в заявлении адрес не совпадал с адресом регистрации по месту жительства, администрацией Бурейского района было принято решение об отказе ФИО2 и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1 во включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений связанных с очень сильными дождями в размере 10 тысяч рублей и 50 тысяч рублей.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области,надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении судебного заседания. Письменных возражений по заявленным требованиям не предоставивших.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ,дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской <адрес>, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении судебного заседания. Письменных возражений по заявленным требованиям не предоставивших.
Свидетель ФИО5 суду показал, что в результате сильных дождей в начале августа 2021 года произошло подтопление дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает его семья. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением об оказании ему и его дочери ФИО6 единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества. Их включили в Списки, так как они фактически проживают по данному адресу и зарегистрированы. Его супруга- ФИО2 также обратилась с заявлением об оказании ей и её сыну- ФИО1 единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества. Их в Списки нуждающихся не включили, так как они зарегистрированы в <адрес>. ФИО2 является его законной супругой, ФИО1- сын супруги от первого брака. С апреля 2019 года они проживают одной семьей в <адрес>, с ним, его дочерью и его матерью, являются членами его семьи. ФИО1 и его мать ФИО2 также, как и он сам, его дочь пострадали от подтопления в результате сильных дождей, нуждаются в единовременной помощи.
Заслушав представителя прокуратуры <адрес>, законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,- ФИО2, допросив свидетеля ФИО5,изучив материалы дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов России Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68 – ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно- правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие ЧС, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» (с изменениями на 27.08.2021 г.), в соответствии с п.1 на территории Амурской области с 26 мая 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой с 06.08.2021 затрагивает Бурейский район.
Основанием для введения режима ЧС послужило – проходящие весной - летом 2021 года по территории Амурской области комплекс длящихся опасных, неблагоприятных метеорологических и гидрологических явлений (осадки различной интенсивности, подъемы уровня воды на реках Амурской области), вызвавших поэтапные наводнения, затопление посевов сельскохозяйственных культур, подтопление и затопление территорий, повреждение жилых домов, объектов социальной, транспортной и иной инфраструктур, нанесение значительного ущерба гражданам и организациям (индивидуальным предпринимателям).
Частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусмотрено, что лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928 утверждены «Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.п. «в» п. 4 Правил, трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.п. «г» п. 4 Правил, трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично траченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей да человека).
В соответствии с п.п.«а» п.10 Правил, предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктом "в" и «г» пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
29 июля 2021 года Правительством Амурской области принято постановление № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 (далее - Правила N 1928).
Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2021 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства резервного фонда Правительства Амурской области.
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2021 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением № 416 предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Амурской области.
Пунктом 2 Постановлением № 416 определен порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2021 года.
В соответствии с п.п. 1 п. 2.1 Постановления, органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации, обеспечить принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по формам согласно приложениям №№ 1, 2 к настоящему постановлению.
В соответствии с п.п. 2 п. 2.1 Постановления, органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации, обеспечить образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области комиссий в составе не менее 3 человек в целях установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18-22 Порядка N 275).
В соответствии с п.18 Приказа МЧС России от 29.04.2020 № 275 «Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации», списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления об установлении факта нарушений условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Заключение утверждается главой местной администрации.
Согласно п.2.2 Постановления № 416 Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляются утвержденные губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно п. 2.3 Постановления № 416 Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплаты единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Согласно п.1 Постановления № 416, предусмотрено оказать пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928):
1) единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт "в" пункта 4 Правил N 1928);
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (подпункт "г" пункта 4 Правил N 1928).
Факт ЧС природного характера на территории Бурейского района Амурской области, сложившейся в результате проливных дождей, на день обращения истцов с данным иском в суд является общеизвестным, и в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Согласно части 2 ст.16 ЖК РФ, жилым домом признаётся индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ исследованной в судебном заседании, подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: Амурская <адрес>, имеет кадастровый №, площадью 43,8 кв.м., сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», объект недвижимости является ранее учтенным, правообладатели ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ №, доля в праве каждого по 1/3.
Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений в июле-августе 2021 года на территории Амурской <адрес> подтверждается, что по результатам обследования жилого помещения расположенного в <адрес>, комиссия пришла к выводу о том, что условия жизнедеятельности ФИО5 и членов его семьи нарушены.
Справкой МКП «Мастер» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что по адресу: Амурская <адрес>, зарегистрированы: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Паспортами граждан РФ ФИО2 и ФИО1, свидетельством о рождении ФИО1, подтверждено, что законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,- ФИО2 и сам несовершеннолетний, – граждане РФ.
Из паспортов граждан РФ ФИО2 и ФИО1 на странице «место жительства» следует, что ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы по адресу Амурская <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельством о рождении, исследованным в судебном заседании подтверждается, что ФИО2 – мать несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Свидетельством о заключении брака I-ОТ №, исследованным в судебном заседании подтверждается, что между ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО19, жене ФИО19.
В соответствии с положениями ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон№ 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с п.1 ст.64 СК РФ, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии с п.1 ст.26 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Принимая во внимание, что действия по регистрации по месту жительства не являются сделкой, а ФИО1 является несовершеннолетним, он в силу своего возраста не может самостоятельно определять свое место жительства и осуществлять при этом соответствующую регистрацию.
Факт постоянного проживания истца несовершеннолетнего ФИО1, по адресу <адрес>, на момент ЧС подтверждается Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений в июле-августе 2021 года на территории Амурской <адрес>, которое утверждено главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Актом проверки фактического проживания в жилом помещении от 10.08.2021 года, а также объяснениями законного представителя несовершеннолетнего ФИО1- ФИО2, показаниями свидетеля ФИО5, в судебном заседании и не оспаривается представителями ответчика.
Не доверять показаниям свидетеля ФИО5 у суда нет оснований, поскольку он в соответствии со ст.70 ГПК РФ предупрежден, что за дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации. Данные показания объективно подтверждаются другими доказательствами по делу.
Заявлениями от 18.08.2021 года и от 31.08.2021 года ФИО2 подтверждается факт обращения ФИО2 в администрацию <адрес> с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи ей и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ главы <адрес> подтверждается, что ФИО2 и её несовершеннолетнему сыну ФИО1 отказано во включении в списки нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, мотивируя этом тем, что несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован в <адрес> Амурской <адрес>, в то время как в силу требований закона должно быть совпадение двух факторов, а именно постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и регистрация в указанном помещении, то есть проживание и регистрация данного лица в <адрес>.
ФИО2 – мать несовершеннолетнего ФИО1, обратилась с заявлением к <адрес> в защиту социальных прав своего несовершеннолетнего сына ФИО1, чтобы прокурор в интересах несовершеннолетнего пострадавшего в результате ЧС предъявил иск в суд.
При таких обстоятельствах, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предъявить в интересах несовершеннолетнего ребенка исковое заявление в суд о восстановлении его социальных прав.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу п.1 ст.18 указанного закона, граждане имеют право на возмещение ущерба, причинного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18).
На основании выше изложенного, суд пришел к выводу, что в судебном заседании достоверно установлен факт постоянного проживания несовершеннолетнего ФИО1 с апреля 2019 года ( с момента вступления его матери в законный брак с ФИО5) в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, также подтвержден факт установления комиссией нарушения условий жизнедеятельности лиц, проживающих в <адрес>, в том числе, и несовершеннолетнего ФИО1.
По убеждению суда, реализация социальных прав несовершеннолетнего ФИО1, в частности права на получение единовременной материальной помощи 10 тыс. руб. и 50 тыс.руб. в связи с нарушением условий жизнедеятельности за счет средств резервного фонда Правительства Амурской <адрес> не может быть поставлена в зависимость от неисполнения его законным представителем матерью ФИО2 требований законодательства о регистрации по месту фактического жительства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО1 не был в установленном порядке зарегистрирован по месту своего фактического жительства законным представителем, в силу несовершеннолетнего возраста не обладает правом самостоятельного обращения в компетентные органы о регистрации по месту фактического жительства, он подлежит включению в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, как пострадавший в результате чрезвычайно ситуации на основании судебного решения.
При таких обстоятельствах, социальные права несовершеннолетнего ФИО1 надлежит защитить, удовлетворив требования Прокурора как обоснованные и законные.
Рассматривая требование Прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые заявления Прокурора Бурейского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации муниципального образования Бурейского района, Министерству социальной защиты населения Амурской области удовлетворить.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Возложить обязанность на администрацию Бурейского района включить ФИО1 в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> включить ФИО1 в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 50 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выплаты единовременной материальной помощи в размере 50 тыс. руб. за счет резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня оглашения.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, при допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от заявителей обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Председательствующий, судья: (подпись) Л.В.Шевчик
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик