2а-929/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 апреля 2018 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мешавкина Анатолия Сергеевича к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконными и отмене решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, представитель Мешавкина А.С. – Морокова Е.Е. просила признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, выразившиеся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами ...
В обоснование иска указывала, что 27.10.2017 в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков:
-площадью 188 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок, занимаемый существующим жилым домом;
-площадью 75 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок для жилищно-хозяйственных нужд;
-площадью 19 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок для жилищно-хозяйственных нужд.
Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Кроме того, указано, что представлено свидетельство о праве собственности на объект по адресу: ..., тогда как испрашивается земля под объектом, расположенным по адресу: ...
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ».
В судебном заседании Мешавкин А.С., его представители Морокова Е.Е., действующая на основании доверенности, Комлочук Н.С., действующая в соответствии ч.5 ст.57 КАС РФ, заявленные требования уточнили, просили отменить решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков и обязать ответчика вынести решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами ....
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ Юмов Ж.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что, поскольку Мешавкин А.С. является собственником жилого помещения, у него отсутствует право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов на основании п. «д» ст.1 Закона РБ от 16.10.2002 №115-III.
Представитель третьего лица Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении Найданова Е.Н., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, закреплен в ст.39.14 Земельного кодекса РФ,
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
-подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
-подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
-принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
-обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
-осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
-подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
-заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно положениям п.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мешавкин А.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.12.2015, право собственности Мешавкина А.С. возникло на основании договора дарения 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от 31.03.2009, определения Советского районного суда г.Улан-Удэ от 06.10.2014.
27.10.2017 в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ представителем Мешавкина А.С. – Мороковой Е.Е. поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков:
-площадью 188 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок, занимаемый существующим жилым домом;
-площадью 75 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок для жилищно-хозяйственных нужд;
-площадью 19 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер ..., местоположение: ..., вид разрешенного использования: участок для жилищно-хозяйственных нужд.
Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Кроме того, указано, что представлено свидетельство о праве собственности на объект по адресу: ... тога как испрашивается земля под объектом, расположенным по адресу: ...
Признавая данный отказ незаконным, суд исходит из следующего.
Материалами дела, в том числе истребованными материалами инвентаризации земель в кадастровом квартале ... г.Улан-Удэ, а также, сведениями, представленными Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ, подтверждены следующие обстоятельства.
Сведения о земельных участках ... внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании оценочной описи от 24.11.2005, утвержденной Руководителем Управления Роснедвижимости по РБ.
Согласно выданных кадастровых паспортов от 12.12.2016 ..., от 12.12.2016 ..., от 13.12.2016 ... у испрашиваемых земельных участков отсутствуют присвоенные адреса, местоположение установлено относительно ориентира.
В соответствии с п. «д» ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 №115- III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в случае, если участки состоят на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года N 227 "О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия", и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.
В п.8 Постановления Правительства РФ от 12.07.1993 №659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» указано, что утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Представленными в материалы дела материалами инвентаризации земель подтверждена выдача Мешавкину А.С. декларации о факте использования земельного участка в квартале ... общей площадью 0,0276 га.
Также, является необоснованной ссылка Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ на то, что Мешавкиным А.С. представлено свидетельство о праве собственности на объект по адресу: ..., тогда как испрашивается земля под объектом, расположенным по адресу: ....
Согласно представленным кадастровым паспортам на земельные участки: адреса: ... и ... не являются адресами земельных участков, а являются ориентиром их местоположения.
Тем самым, решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе Мешавкину А.С. в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Разрешая требования истца об обязании ответчика вынести решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами ..., суд не находит оснований для их удовлетворения.
Так, согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Тем самым, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельных участком относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в целях восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ повторно рассмотреть заявления Мешавкина А.С. о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мешавкина Анатолия Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от 27.11.2017 ..., ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ повторно рассмотреть заявления Мешавкина Анатолия Сергеевича предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В остальной части исковые требования Мешавкина Анатолия Сергеевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2018.
Судья: Ю.А. Смирнова