Решение по делу № 33а-2461/2021 от 21.07.2021

Дело № 2а-62/2021 Председательствующий - судья Немченко Р.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2461/2021

гор. Брянск                      24 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего         Мариной Ж.В.,

судей             Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре                 Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Злынковского района Брянской области на решение Злынковского районного суда Брянской области от 26 мая 2021 года по административному исковому заявлению прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., возражения представителя истца - прокурора Брянской областной прокуратуры Пахомовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Злынковского района обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований и замены ненадлежащего ответчика надлежащим, к администрации Злынковского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного возле <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района, установлено наличие в д.<адрес> бесхозяйного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтного колодца, расположенного возле <адрес>, при этом право собственности на указанный объект недвижимого имущества не оформлено, в реестре муниципальной собственности этот объект не числится, на балансе администрации не состоит, в связи с чем не осуществляется контроль за его техническим состоянием, и отсутствие лица, ответственного за его содержание и эксплуатацию, создает угрозу санитарно- эпидемиологической безопасности населения, пользующегося питьевой водой, возникновения аварийных ситуаций и причинения ущерба окружающей среде.

Решением Злынковского районного суда Брянской области от 26.05.2021 года административные исковые требования прокурора Злынковского района Брянской области удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, и обязал администрацию Злынковского района Брянской области обратиться в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенного возле <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе врио главы администрации Злынковского района Брянской области Поддубный А.А. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что изготовление технической документации, необходимой для постановки на учет объектов недвижимости, требует ряда подготовительных работ, затраты на которые требуют дополнительных расходов из бюджета Злынковского района, однако финансовые расходы на исполнение указанного решения суда в бюджете администрации Злынковского района запланированы не были, кроме того администрация не является представительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по утверждению местного бюджета.

В письменном возражении на апелляционную жалобу прокурор Злынковского района Брянской области Романченко А.В. полагает решение суда законным и обоснованным, а жалобу административного ответчика не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца – прокурор Брянской областной прокуратуры Пахомова Н.А. возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель административного ответчика <адрес>ной администрации <адрес>, представитель МО по Новозыбковскому, <адрес>м и <адрес> Росреестра по <адрес>, Денисковичской сельской администрации в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Злынковского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации водоснабжения на территории Злынковского района, в результате которой установлено, что шахтный колодец, являющийся источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенный возле <адрес>, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений в отношении указанного объекта, информацией администрации Злынковского района об отсутствии в реестрах муниципальной собственности данного объекта недвижимого имущества, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, а также сведениями, представленными Межмуниципальным отделом по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области, согласно которым этот объект недвижимости на кадастровом учете не состоит.

Указанный шахтный колодец предназначен для водоснабжения населения, является резервным источником водоснабжения при наличии централизованного водоснабжения, находится на землях общего пользования и не имеет собственника.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, положениями ст. ст. 2, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 года № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исходил из того, что отсутствие лица, ответственного за содержанием и эксплуатацией объектов водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения и должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей. При указанных обстоятельствах, орган местного самоуправления, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, обязан принять меры по учету бесхозяйного имущества.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), в том числе, бесхозяйных. В рассматриваемом случае данные обязанности возложены законом на администрацию Злынковского района, как на правопреемника органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 01.01.2017 года.

Согласно п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 3, 6, 8, 12 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, бездействие администрации Злынковского района Брянской области в части обращения в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес> как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления – Новозыбковской городской администрацией Брянской области возложенной на него обязанности, вытекающей из положения п. 3 ст. 225 ГК РФ.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обязав Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области обратиться в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного возле <адрес>

При рассмотрении настоящего спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, и которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что для исполнения решения суда администрация не располагает достаточными возможностями для сбора требуемых документов, а также необходимыми денежными средствами, которые в бюджете на текущий год не запланированы, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие финансирования.

Каких-либо доказательств того, что отсутствует финансовая возможность исполнить решение суда в установленный срок, ответчик в материалы дела не представил. Соответственно, довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием денежных средств, не обоснован.

Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 189 КАС РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Решение суда является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На апелляционной определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий      Ж.В. Марина

Судьи      О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.08.2021 года.

33а-2461/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Злынковского района Брянской области в защиту интересов НКЛ
Ответчики
Администрация Злынковского района Брянской области
Другие
Денисковичская сельская администрация
МО по Новозыбковскому, Злынковскому районам и городу Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
21.07.2021Передача дела судье
24.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021Передано в экспедицию
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее