Дело № 2а-108/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года село Липин Бор
Вашкинский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.Л.,
при секретаре Степановой Е.С.,
с участием административного ответчика Романова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области к Романову В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области (далее - межрайонная ИФНС России № 5 по Вологодской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Романову В.А., в котором просила взыскать задолженность перед бюджетом по налогам в размере 32 003 рублей 65 копеек, в том числе, по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 9 650 рублей, пени по транспортному налогу в размере 18 217 рублей 64 копеек; пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 3 849 рублей 85 копеек; пени на недоимку по земельному налогу с физических лиц в размере 17 рублей 61 копейки; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, – пени в размере 168 рублей 55 копеек.
В обоснование иска указано, что в соответствии со статьями 357, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ответчик является плательщиком земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц, поскольку в соответствующие периоды являлся собственником имущества, признаваемого в силу действующего законодательства объектом налогообложения.
На основании главы 28 НК РФ и Закона Вологодской области от 15.11.2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге» в 2016 году Романову В.А., в собственности которого имелись транспортные средства - автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (далее – г.р.з.) - <данные изъяты>, мощность двигателя 193.00 л/с; автомобиль <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты>, мощность двигателя 460.00 л/с, начислен транспортный налог в размере 48 750 рублей.
На основании главы 32 НК РФ и Федерального закона от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Романову В.А., являющемуся правообладателем жилого дома с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, за 2013 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 7 102 рублей, за 2014 год - в размере 7 102 рублей, за 2015 год - в размере 8 146 рублей, за 2016 год – в размере 4 644 рублей.
На основании положений главы 31 НК РФ и решения поселения «О земельном налоге», Романову В.А., в собственности которого имелись: земельный участок с кадастровым номером <адрес> в <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №... в <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №... в <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №... в <адрес>, за 2013 год начислен налог в размере 295 рублей, за 2014 год – в размере 983 рубля, за 2015 год – в размере 648 рублей, за 2016 год – в размере 437 рублей.
Налоговым органом в адрес Романова В.А. были направлены уведомления: №... от 07.08.2017, №... от 25.08.2016, №... от 27.04.2015, №... от 16.05.2014.
В установленный срок Романовым В.А. транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц не уплачены.
За несвоевременное перечисление транспортного налога налоговым органом начислены пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на взысканную ранее недоимку за 2009, 2013, 2014 и 2015 годы за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 18 217 рублей 64 копеек.
На взысканную ранее и уплаченную Романовым В.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2014, 2015 годы за период с 18.10.2015 по 25.09.2017 (требования №... от 12.11.2015, №... от 16.11.2017) начислены пени в размере 3 849 рублей 85 копеек.
На взысканную ранее и уплаченную Романовым В.А. недоимку по земельному налогу за 2013, 2014, 2015 годы за период с 30.10.2015 по 28.09.2017 (требования №... от 12.11.2015, №... от 16.11.2017) и за 2016 года за период со 02.12.2017 по 12.12.2017 (требование №... от 13.12.2017) начислены пени по ОКТМО 19612420 в размере 168 рублей 55 копеек; за 2013, 2014, 2015 годы за период с 17.10.2015 по 28.09.2017, и за 2016 года за период со 02.12.2017 по 12.12.2017 начислены пени по ОКТМО 19612404 в размере 117 рублей 61 копейки.
Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 45 № 2а-219/2018 от 28.04.2018, за вынесением которого обратилась межрайонная ИФНС России № 5 по Вологодской области, отменен 11.05.2018.
Налогоплательщиком Романовым В.А. частично произведена уплата транспортного налога за 2016 года в размере 39 100 рублей, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2013, 2014, 2015 годы.
Транспортный налог в размере 9 650 рублей, а также начисленные пени по налогам в размере 22 353 рублей 65 копеек до настоящего времени в бюджет не поступили.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором исковые требования уточнил со ссылкой на наличие в первоначально поданном административном исковом заявлении технической ошибки в периоде начисления пени по транспортному налогу, а также на то, что его расчет произведен с учетом суммы недоимки по налогу за 2009 год, меры по принудительному взысканию которой налоговым органом не применялись, и просил взыскать с административного ответчика задолженность перед бюджетом в размере 30 277 рублей 35 копеек, в том числе: транспортный налог за 2016 год в размере 9 650 рублей и пени по транспортному налогу в размере 16 491 рубля 34 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 849 рублей 85 копеек; пени по земельному налогу (ОКТМО 19612404) в размере 117 рублей 61 копейки, пени по земельному налогу (ОКТМО 19612420) - в размере 168 рублей 55 копеек. Уточненные исковые требования поддержал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Романов В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования признал частично, в части недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 9 650 рублей и пени на недоимку в размере 18 рублей 58 копеек. В остальной части исковые требования полагал необоснованными, сослался на неправильность произведенных налоговым органом расчетов пени, указал на необоснованность неприменения к нему налоговой амнистии и пропуск административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3).
Указанная обязанность закреплена и в статье 57 Конституции Российской Федерации.
Транспортный налог в соответствии со статьей 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. Налогоплательщиками налога (статья 357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Земельный налог в соответствии со статьей 387 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога (статья 388 НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налог на имущество физических лиц в соответствии со статьей 399 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; налогоплательщиками налога (статья 400 НК РФ) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Романов В.А. в определенные налоговые периоды являлся: собственником транспортных средств - автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (далее – г.р.з.) <данные изъяты>, автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты> (за 2016 год начислен транспортный налог в размере 48 750 рублей); собственником жилого дома с кадастровым номером №... по адресу: <адрес>, (за 2013 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 7 102 рублей, за 2014 год - в размере 7 102 рублей, за 2015 год - в размере 8 146 рублей); собственником земельного участка с кадастровым номером №... в <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №... в <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №... в <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №... в <адрес> (за 2013 год начислен налог в размере 295 рублей, за 2014 год – в размере 983 рубля, за 2015 год – в размере 648 рублей, за 2016 год – в размере 437 рублей).
В адрес налогоплательщика Романова В.А. межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области в установленные законом сроки направлялись налоговые уведомления №... (за 2013 год), №... от 27.04.2015 (за 2014 год), №... от 25.08.2016 (за 2015 год), №... от 07.08.2017 (за 2016 год).
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с наличием недоимки Романову В.А. межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области были направлены требования №... по состоянию на 12.11.2015 со сроком уплаты до 26.01.2016, №... по состоянию на 16.11.2017 со сроком уплаты до 10.01.2018, №... по состоянию на 13.12.2017 со сроком уплаты до 30.01.2018 (л.д.14-15, 23-24, 26-27).
В установленные сроки требования об уплате недоимки и пени Романовым В.А. не выполнены.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из материалов дела, недоимка по налогам за 2013 год взыскана с Романова В.А. судебным приказом № 2-17/2015 от 19.01.2015, недоимка за 2014 год - взыскана судебными приказами № 2а-18/2016, № 2а-120/2016 от 09.08.2016.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства, является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года № 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как следует из материалов дела, за 2016 год Романову В.А., имеющему в собственности объекты налогообложения, был начислен транспортный налог в размере 48 750 рублей, земельный налог – в размере 648 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 8 146 рублей; в адрес налогоплательщика направлено уведомление №... от 25.08.2016.
В связи с неисполнением Романовым В.А. обязанности по уплате налогов за 2016 год в установленный законом срок межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области в адрес последнего направлено требование №... об уплате недоимки в размере 14 718 рублей 49 копеек и пени в размере 87 рублей 53 копеек по состоянию на 13 декабря 2017 года с указанием срока для добровольной уплаты до 30 января 2018 года (л.д.27).
Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 45 от 28 апреля 2018 года о взыскании с Романова В.А. в пользу межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 9 650 рублей, пени по транспортному налогу в размере 18 217 рублей 64 копеек, по налогу на имущество за 2016 год в размере 4644 рублей, пени по налогу на имущество в размере 3849 рублей 85 копеек, земельному налогу за 2016 год (по ОКТМО 19612420) в размере 337 рублей 49 копеек, пени – в размере 168 рублей 72 копеек, земельному налогу (по ОКТМО 19612404) в размере 87 рублей, пени – в размере 117 рублей 62 копеек, от 28 апреля 2018 года, за вынесением которого межрайонная ИФНС России № 5 по Вологодской области обратилась в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, определением от 11 мая 2018 года отменен (л.д.31), после чего в соответствии с приведенными выше требованиями закона административное исковое заявление могло быть подано в суд до 11 ноября 2018 года.
Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России № 5 по Вологодской области подано в Вашкинский районный суд Вологодской области 06 сентября 2018 года, то есть в установленный законом срок.
Таким образом, судом установлен факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлениях и требованиях, направленных административным истцом с соблюдением предусмотренных законодательством порядка и сроков, а также факт своевременного обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд, что служит основанием для удовлетворения исковых требований административного истца.
Определяя размер задолженности, подлежащей взысканию с административного ответчика, суд принимает во внимание уточненный расчет административного истца №... от 10.10.2018 (л.д.67-71), который судом проверен и является правильным, поскольку в нем отражена фактическая задолженность Романова В.А. по налогам и пени, которая составляет:
- транспортный налог за 2016 год – 9 650 рублей,
- пени по транспортному налогу, начисленные за 2013-2016 годы, - 16 491 рубля 34 копейки,
- пени по налогу на имущество, начисленные за 2013-2015 годы, - 3 849 рублей 85 копеек,
- пени по земельному налогу (ОКТМО 19612404), начисленные за 2013-2016 годы, - 117 рублей 61 копейка,
- пени по земельному налогу (ОКТМО 19612420), начисленные за 2013-2016 годы, - 168 рублей 55 копеек,
всего на общую сумму - 30 277 рублей 35 копеек.
Доказательств погашения административным ответчиком указанной задолженности материалы дела не содержат.
Довод Романова В.А. о необоснованном неприменении «налоговой амнистии» является несостоятельным и отклоняется судом в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ от 28.12.2017 № 436) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, и задолженность по пени, начисленной на указанную недоимку, числящаяся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пени.
Недоимка по налогам за 2013 год была Романовым В.А. уплачена до 01.01.2015, соответственно, решения о списании недоимки, не числящейся за налогоплательщиком, и пени, начисленных на указанную недоимку, в соответствии с ФЗ от 28.12.2017 № 436 налоговым органом не принималось. Буквальное толкование вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что при указанных обстоятельствах пени на недоимку по налогам за 2013 год отдельно от недоимки, на которую они были начислены, списаны быть не могут.
Недоимка и пени за 2014 год и 2015 год также не подлежат списанию, поскольку налоги за указанные годы подлежали уплате за 2014 год – в 2015 году, за 2015 год – в 2016 году, то есть после 01.01.2015, недоимки на эту дату за Романовым В.А. еще не числилось.
Иные доводы административного ответчика судом во внимание приняты быть не могут, поскольку на выводы суда не влияют, а сводятся к несогласию с исковыми требованиями, с представленным административным истцом расчетом задолженности перед бюджетом, при этом не содержат указаний на нарушение административным органом конкретных норм налогового законодательства и контр-расчета.
Учитывая данные обстоятельства, положения вышеприведенных правовых норм, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлениях и требованиях, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и полагает необходимым их удовлетворить в полном объеме, взыскав с административного ответчика задолженность перед бюджетом в размере 30 277 рублей 35 копеек, с учетом уточнения первоначально заявленных требований, поскольку в силу пункта 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета, в связи с чем, с административного ответчика Романову В.А. в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 108 рублей 32 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Вологодской области к Романову В.А. удовлетворить.
Взыскать с Романова В.А. задолженность перед бюджетом в виде обязательных платежей и санкций в размере 30 277 (тридцати тысяч двухсот семидесяти семи) рублей 35 копеек, из которых:
- задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 9 650 рублей;
- пени по транспортному налогу за период с 2013-2016 годы (ОКТМО 19612420) в размере 16 491 рубля 34 копеек;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 2013-2015 годы (ОКТМО 19612420) в размере 3 849 рублей 85 копеек;
- пени по земельному налогу за период с 2013-2016 годы (ОКТМО 19612404) в размере 117 рублей 61 копейки,
- пени по земельному налогу за период с 2013-2016 годы (ОКТМО 19612420) в размере 168 рублей 55 копеек.
Взыскать с Романова В.А. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1 108 (одной тысячи ста восьми) рублей 32 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л.Власова
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2018 года.
Судья Е.Л.Власова
<данные изъяты>
<данные изъяты>