Решение по делу № 2а-509/2022 от 19.05.2022

Дело № 2а-509/2022

11RS0009-01-2022-000802-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Княжпоготстского района Республики Коми 28 июля 2022 года административное дело по административному иску Каранова Романа Евгеньевича к ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Каранов Р.Е. обратился в суд с административным иском к ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми (далее-ФКУ КП-51) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 20 000 руб.

В обоснование иска указано, что Каранов Р.Е. в период отбывания наказания в ФКУ КП-51 Каранов Р.Е. в период с 25 мая 2021 года по 23 декабря 2021 года неоднократно водворялся в штрафной изолятор: 20 июля 2021 года на 1 сутки, с 22 июля 2021 года на 12 суток и еще несколько раз и с 24 ноября по 01 декабря 2021 года. Камеры штрафного изолятора не оборудованы горячим водоснабжением.

Административный истец- Каранов Р.Е., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, из мест лишения свободы освободился 25 июля 2022 года. В судебном заседании 08 июля 2022 года административный истец иск поддержал.

Представитель ответчиков- ФКУ КП-51, ФСИН России Стародубец Е.В. в судебном заседании административный иск не признал, пояснил, что административный истец наказание в виде водворения в штрафной изолятор до 24 ноября 2021 года отбывал в старом помещении штрафного изолятора 1980 года постройки, камеры которого не обеспечены горячим водоснабжением. В период с 24 ноября 2021 года административный истец водворялся в штрафной изолятор, камеры которого располагаются в другом здании ШИЗО и обеспечены горячим водоснабжением посредством подачи горячей воды через смеситель с бойлера для подогрева воды.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося административного истца.

Суд, заслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела, оценив их, находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее-УИК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и исконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией

Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (часть 3).

Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае нарушения условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и физические страдания.

Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.

Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции РФ, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Подлежащее применению с 27 января 2020 года нормы статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) предусматриваю, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227.1 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решений, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушений прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 стать 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Судом установлено, что Каранов Р.Е. отбывает наказание, назначенное приговором мирового судьи <данные изъяты> от 30 июня 2020 года по <данные изъяты> УК РФ с учетом ч.2 ст. 69 УК РФ, п. «в» п.1 ст. 71 УК РФ в виде <№> лет <№> месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима.

На основании постановления <данные изъяты> от 14 апреля 2021 года Каранов Р.Е. был переведен для отбывания наказания в колонию-поселение. В последующем, на основании постановления Княжпогостского районного суда Республики Коми от 04 октября 2021 года Каранов Р.А. переведен на прежний вид режима, убыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

25 июля 2022 года Каранов Р.Е. освободился по концу срока, убыл к месту жительства.

Каранов Р.Е. прибыл в ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми 25 мая 2021 года, а убыл 23 декабря 2021 года для отбывания наказания в <данные изъяты>.

В период отбывания наказания в ФКУ КП-51 Каранов Р.А. неоднократно водворялся в штрафной изолятор, а именно: 22 июля 201 года на 12 суток, 31 августа 2021 года на 1 сутки, 14 сентября 2021 года на 1 сутки, 06 октября 20121 года на 1 сутки, 25 октября 2021 года на 2 суток, 29 октября 2021 года на 3 суток, 16 ноября 2021 года- на 2 суток, 24 ноября 2021 года на 7 суток.

Административный истец в судебном заседании пояснил, а представитель ответчика не оспаривал, что до 24 ноября 2021 года Каранов Р.А. водворялся в камеру № 1 штрафного изолятор, находящегося в здании 1980 года постройки. А с 24 ноября 2021 года по 01 декабря 2021 года находился в камерах №<№> другого здания штрафного изолятора, находящегося на территории ФКУ КП-51.

Административный истец утверждает, что во всех камерах штрафного изолятора, в которых он находился, отсутствует горячее водоснабжение.

Из положений статьей 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «исправительные учреждения и центры уголовно- исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать с санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.)

Пункт 8.1.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённых постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевого и горячее водоснабжение.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были также предусмотрены Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, которая была в последствии признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2008 № 217-дсп.

Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным.

В силу пункта 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки обращения Каранова Р.Е. установлено, что в камере здания штрафного изолятора 1980 года постройки отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку при строительстве здания штрафного изолятора в 1980 году не предусматривалось подведение водопровода с горячей водой. В связи с этим горячая вода для умывания и бытовых нужд предоставлялась сотрудниками отдела безопасности КП-51 по мере необходимости.

С 1 апреля 2021 года камеры штрафного изолятора на территории КП-51 обеспечены горячим и холодным водоснабжением.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в здании штрафного изолятора на территории КП-51 производился ремонт (акт проверки филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 28 мая 2021 года), в камеры штрафного изолятора в умывальник через смеситель, в душевые поступает холодная и горячая вода, подогреваемая с помощью водонагревателя. Ремонтные работы в здании штрафного изолятора были окончены и приняты комиссией 16 сентября 2021 года, что подтверждается актом приемки работ.

Также представитель ответчика при рассмотрении дела пояснил, что Каранову Р.Е. в период нахождения в штрафном изоляторе 1980 года постройки горячую воду приносили по мере необходимости.

Таким образом, довод административного истца о нарушении его прав на обеспечение горячей водой в камере штрафного изолятора 1980 года постройки нашел свое подтверждение. Довод об отсутствии горячего водоснабжения в камере здания штрафного изолятора на территории КП-51 не нашел свое подтверждение.

Согласно пункту 19 Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11 января 2006 года (на применение которых обращено внимание в пункте 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»), заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение.

Отсутствие горячего водоснабжения в здании штрафного изолятора 1980 года постройки является нарушением условий содержания административного истца в исправительном учреждении и влечет для осужденного уровень страданий, подлежащий соответствующей компенсации в соответствии со статьей 227.1 КАС РФ.

Разрешая вопрос о размере компенсации, суд в соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ, разъяснениям, изложенные в постановлении Пленума верховного суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принимает во внимание объем и характер причиненных административному истцу страданий, длительность периодов пребывания в штрафном изоляторе, в течение которых в отношении административного истца допускалось нарушение, последствия для административного истца, которые претерпевал неудобства. Данные о личности административного истца, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Каранова Р.Е. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере <№> руб.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности-ФСИН России.

Представителем ответчиков заявлено ходатайство о применении к заявленным требования положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, указывая на то, что административный истец обратился в суд по истечении пяти месяцев после убытия в иное исправительное учреждение.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 настоящей стати (часть 5).

Вместе с тем, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

При этом в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2020), Верховным Судом РФ приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения, за исключением лиц, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты.

Таким образом, поскольку административный истец на момент подачи административного иска отбывал наказание в исправительном учреждении, оснований для отказа в рассмотрении его требований по мотиву пропуска срока обращения в суд у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 218, 227.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административный иск Каранова Романа Евгеньевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие (действие) ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Каранова Романа Евгеньевича в штрафном изоляторе исправительного учреждения.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Каранова Романа Евгеньевича компенсацию за ненадлежащий условия содержания в исправительном учреждении в размере <№> руб.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 04 августа 2022 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Председательствующий судья                        О.В. Черникова

2а-509/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Каранов Роман Евгеньевич
Ответчики
ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Черникова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация административного искового заявления
19.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее