Решение по делу № 12-1896/2022 от 06.10.2022

Дело № 12-1896/2022

УИД: 59RS0004-01-2022-006063-10

Р Е Ш Е Н И Е

29 ноября 2022 года                            город Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н., с участием старшего помощника Пермского транспортного прокурора ФИО2, защитника ФИО3, рассмотрев протест Пермского транспортного прокурора на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО4 №59/4-497-22-ППР/12-24442-И/230 от 09.08.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Пермской таможни,

у с т а н о в и л:

    Пермским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пермской таможни возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

    Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении Пермской таможней в нарушение ч.2 ст.261 ТК РФ ФИО5, назначенная с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров таможни на условиях контракта сроком 1 год, уволена по окончанию срока службы приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в период отпуска по беременности и родам, предоставленного приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО4 -ППР/12-24442-И/230 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Пермской таможни прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, Пермский транспортный прокурор обратился в суд с протестом, просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что должностным лицом необоснованно сделаны выводы о том, что на сотрудников таможенных органов не распространяются требования трудового законодательства.

Помощник Пермского транспортного прокурора в судебном заседании протест поддержала.

Защитник в судебном заседании просил протест прокурора оставить без удовлетворения, постановление – без изменения.

Должностное лицо Государственной инспекции труда в Пермском крае, потерпевшая в судебное заседание не явились.

Оценив доводы протеста, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.261 ТК РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Должностным лицом при рассмотрении дела установлено, что приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров таможни. Контракт о службе в таможенных органах заключен с ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год. Приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п.4 п.4 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

При этом должностным лицом государственной инспекции труда в Пермском крае сделаны выводы о том, что прохождение государственной службы в таможенных органах регламентировано не трудовым, а специальным законодательством о службе в таможенных органах, законодательство о труде в части порядка заключения контракта и его прекращения не распространяется на служащих таможенных органов. Полагая, что поскольку нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1504, возможность продления контракта не предусмотрена, сделан вывод о том, что в действиях Пермской таможни, выразившихся в прекращении контракта с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения ее в отпуске по беременности и родам, не усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Между тем, такие выводы сделаны должностным лицом без учета следующих положений.

    На основании ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

На основании ст.255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

В соответствии со ст.261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (ч.1).

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (ч.2).

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.3).

    Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

    В соответствии со ст.10 контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона (п.1).

Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы (п.3).

    На основании ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ в срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождение его в очередном и дополнительных отпусках.

    В соответствии с п.1 ст.35 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: очередной ежегодный; по личным обстоятельствам; по болезни; дополнительный (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом); другие отпуска (по беременности и родам, учебные и творческие), установленные законодательством Российской Федерации.

    Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовая форма контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации утверждены Приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504.

Приказом ФТС России от 31.03.2005 N 260 утверждена Инструкция об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации (далее Инструкция).

    Так в соответствии с п.32 Инструкции при увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

    Должностным лицом при рассмотрении дела вышеуказанные положения не учтены.

С учетом предоставленного ФИО5 отпуска по беременности и родам сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобождение ее от замещаемой должности в связи с истечением срока контракта не должно было состояться до истечения указанного отпуска.

Данным обстоятельствам должностным лицом не дана надлежащая оценка, а выводы о том, что трудовое законодательство не применяется к служащим таможенных органов, основан на неверном толковании норм права.

Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет правовое значение для вывода о наличии либо отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности Пермской таможни.

Указанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что должностным лицом соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем, обжалуемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Таким образом, судья районного суда приходит к выводу о том, что протест Пермского транспортного прокурора подлежит удовлетворению, а обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении – отмене.

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест Пермского транспортного прокурора удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО4 №59/4-497-22-ППР/12-24442-И/230 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Пермской таможни отменить, возвратить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

    Копия верна.

Судья                                          Ю.Н.Шпигарь

12-1896/2022

Категория:
Административные
Истцы
Пермская транспортная прокуратура
Ответчики
Пермская таможня
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Шпигарь Ю.Н.
Статьи

5.27

Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
07.10.2022Материалы переданы в производство судье
29.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.12.2022Вступило в законную силу
26.12.2022Дело оформлено
26.12.2022Дело передано в архив
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее