Решение по делу № 33-719/2023 от 08.02.2023

Судья Фролова С.Л. Дело № 33 – 719/2023

№ 2-2795/2022

67RS0002-01-2022-002976-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шитиковой Т.М.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васина Максима Александровича к прокуратуре Смоленской области о признании незаконными заключений служебных проверок, служебного расследования, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, с апелляционной жалобой Васина Максима Александровича на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения истца Васина М.А., представителя ответчика прокурора Серенковой Ю.В.,

установила:

Васин М.А. с учетом уточнённых требований (л.д. 180) обратился в суд с иском к прокуратуре Смоленской области, в обосновании указав, что с 26.04.2006 г. проходит службу в органах прокуратуры Российской Федерации, приказом исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ 07.08.2017 г. назначен на должность прокурора г.Десногорска Смоленской области. Приказом прокурора Смоленской области от 05.03.202 г. №6-223/н привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для принятия данного решения послужили заключения служебных проверок от 01.03.2022 года, с которыми он не согласен. Вынесенный по итогам проверок приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности является незаконным и необоснованным в виду нарушения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, а также объективных доказательств, подтверждающих в его действиях вменяемых дисциплинарных проступков. Уведомления о начале производства служебных проверок было направлено не по адресу его проживания и регистрации, о котором он уведомлял работодателя, а по месту предыдущей регистрации, поэтому уведомления им не получены. Указывает на нарушения срока проведения проверки, несоответствие требованиям Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 № 255 (далее по тексту - Инструкция №255), заключения служебных проверок не содержат приведенных им доводов по существу проводимых проверок, доводов в его защиту, оценки этих доводов. Кроме того, отмечает, что сведений о том, что при принятии решения о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора были учтены тяжесть и характер дисциплинарного проступка, предшествующее поведение и иные обстоятельства в материалах служебных проверок отсутствуют; ответчиком не учтены последствия совершенных им действий, не принято во внимание длительность трудовой деятельности, поощрения, отсутствие непогашенных дисциплинарных взысканий, не учтена мотивация при совершении вменяемых действий, считает применение меры ответственности в виде выговора чрезвычайно суровой. Просит признать незаконными заключения проведенных в отношении него служебных проверок от 01.03.2022 г., служебного расследования от 28.02.2022 г., признать незаконным и отменить приказ прокуратуры Смоленской области о наложении взыскания в виде выговора от 05.03.2022 г. № 6-223/н.

Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Васина М.А. отказано.

В апелляционной жалобе Васин М.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

Прокуратурой Смоленской области относительно апелляционной жалобы представлены возражения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу статьи 129 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих единую федеральную централизованную систему, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры и следователи от имени Российской Федерации и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлены особенности в правовом регулировании труда работников прокуратуры, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 40).

Статьей 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

При этом, обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей прокурорским работником подлежат установлению в ходе проведения служебной проверки в отношении прокурорского работника, основания и процедура проведения которой регламентированы Инструкцией о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2016 № 255 (далее по тексту - Инструкция № 255).

В силу п.п. 2.1, 2.3, 2.4 данной Инструкции служебные проверки проводятся при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) прокурорского работника имеются признаки дисциплинарного проступка.

Поводами к проведению служебных проверок являются: информация, представленная в письменном виде гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами МВД России, ФСБ России, другими правоохранительными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, или информация из иных источников о совершении прокурорским работником проступка; рапорт (докладная записка) руководителя органа (организации) прокуратуры (заместителя руководителя) или руководителя подразделения органа (организации) прокуратуры; рапорт прокурорского работника.

Решения о проведении служебных проверок принимают прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, исполняющие обязанности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, - в отношении прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также назначаемых ими на должности прокурорских работников.

В зависимости от сложности служебной проверки ее проведение поручается прокурорскому работнику или специально создаваемой комиссии.

Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции руководителя органа (организации) прокуратуры, имеющего право ее назначить, на документе (докладной записке, рапорте) о наличии оснований для ее проведения с обязательным проставлением даты, которая является началом служебной проверки.

При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается посредством издания распоряжения руководителя органа (организации) прокуратуры, которое должно содержать основание для ее проведения, дату назначения и состав комиссии по проведению служебной проверки.

Комиссия формируется в составе трех и более прокурорских работников. В состав комиссии, как правило, включаются представители кадрового подразделения, подразделения, осуществляющего представительство интересов органа (организации) в судах, и подразделения, в котором проходит службу прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт, дата, время, место, обстоятельства, мотивы совершения прокурорским работником проступка; вина прокурорского работника, а также степень вины каждого прокурорского работника в случае совершения проступка несколькими прокурорскими работниками; обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению прокурорским работником проступка; характер и размер вреда (ущерба), причиненного прокурорским работником в результате совершения проступка; обстоятельства, послужившие основанием для рапорта прокурорского работника о проведении служебной проверки; деловые и личные качества прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, иные данные, характеризующие его личность.

Порядок проведения служебной проверки в отношении прокурорских работников и полномочия ее участников установлены Инструкцией № 255, в соответствии с которой такая проверка назначается прокурором субъекта путем нанесения резолюции на рапорт, содержащий сведения, послужившие основанием для проверки (п. 2.3, 2.4, 2.8); проведение служебных проверок, в зависимости от их сложности, поручается прокурорскому работнику, либо созданной для этих целей комиссии (п. 2.7), которые обязаны уведомить под расписку прокурорского работника об организации и основаниях проведения в отношении его служебной проверки не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения, разъяснить его права и обязанности, а при отсутствии такой возможности по объективным причинам — направить уведомление заказным письмом по месту жительства прокурорского работника, в отношении которого назначена служебная проверка (п.3.2); по результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником, проводившим служебную проверку, утверждается руководителем (п. 4.1), о чем не позднее двух рабочих дней уведомляется лицо, в отношении которого проведена проверка (4.3).

В случае утверждения заключения уполномоченным руководителем подразделения результаты служебной проверки докладываются руководителю, назначившему ее проведение.

После утверждения заключения по результатам служебной проверки прокурорскому работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, прокурорским работником, проводившим служебную проверку, вручается (а в случае отсутствия прокурорского работника на службе по уважительной причине - направляется заказным письмом) уведомление об окончании служебной проверки и ее результатах, где одновременно разъясняется порядок ознакомления с заключением и материалами служебной проверки.

В разделе 5 Инструкции о порядке проведения служебных проверок регламентирован порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки.

Так, результаты служебной проверки докладываются руководителю, наделенному правом привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с п.п. 3.5, 4.2 Инструкции № 255 служебная проверка должна быть завершена в срок, установленный руководителем, ее назначившим, но не позднее 15 рабочих дней со дня назначения служебной проверки. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения. Если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания проверки считается следующий за ним рабочий день.

В силу п. 5.2 Инструкции № 255 при наличии оснований для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности работником структурного подразделения, проводившим служебную проверку (председателем комиссии), подготавливается проект приказа, который вместе с материалами служебной проверки представляется в кадровое подразделение (должностному лицу, осуществляющему кадровую работу) для согласования. При этом кадровым подразделением проверяются в том числе вопросы соблюдения сроков привлечения к ответственности, правильности указания наименования подразделения органа прокуратуры, упомянутого в приказе, и данных прокурорского работника, подлежащего привлечению к ответственности. Проект приказа вместе с необходимыми материалами представляется в срок не позднее 5 рабочих дней до истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности. По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником (членами комиссии), проводившим(и) служебную проверку (п. 4.1 Инструкции).

Дисциплинарные взыскания налагаются на прокурорских работников в соответствии с требованиями ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка (п. 5.6 Инструкции).

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется прокурорскому работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия прокурорского работника на службе.

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации и в разъяснениях, приведенных в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Васин М.А. приказом исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации от 07.08.2017 № 855-к назначен на должность прокурора <данные изъяты>.

В период с 31.01.2022 г. по 04.02.2022 г. включительно Васин М.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, что следует из приказа прокурора Смоленской области от 26.01.2022 г. № 6-66/0; с 07.02.2022 г. по 18.02.2022 г. Васину М.А. был открыт листок нетрудоспособности.

На основании рапорта начальника отдела правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области от 25.01.2022 г. прокурором Смоленской области 26.01.2022 г. дано поручение заместителю прокурора Смоленской области об организации служебной проверки в соответствии с требованиями Инструкции № 255, в отношении 5 межгоррайпрокуроров области и 1 лица, исполняющего обязанности прокурора района, в числе которых прокурор г. Десногорска Васин М.А., в связи с ненадлежащим исполнением указанными работниками требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.12.2020 № 726 «О проведении опытной эксплуатации модуля «Учет работы прокуроров» специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики» и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.01.2022 «О проведении опытной эксплуатации модуля «Учет работы прокуроров» модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики».

Заместителем прокурора Смоленской области 27.01.2022 г. проведение указанной служебной проверки поручено начальнику отдела правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области, а тем, в свою очередь, 27.01.2022 г. прокурору отдела по правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области.

В соответствии с подп. 3.2 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 № 255, прокурорский работник, которому поручено проведение служебной проверки, председатель комиссии по проведению служебной проверки обязан: уведомить под расписку прокурорского работника об организации и основаниях проведения в отношении него служебной проверки не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения, разъяснить его права и обязанности, а при отсутствии такой возможности по объективным причинам - направить уведомление заказным письмом по месту жительства прокурорского работника, в отношении которого назначена служебная проверка.

27.01.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней со дня назначения служебной проверки в адрес Васина М.А. посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление о начале служебной проверки № 11-04- 2022, с которым Васин М.А. ознакомлен под расписку 28.01.2022.

В соответствии с подп. 4.1 Инструкции № 255, заключение по результатам служебной проверки должно содержать: доводы прокурорского работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы, к которым пришел прокурорский работник, проводивший служебную проверку, выводы членов комиссии.

В ходе служебной проверки, 22.02.2022 Васиным М.А. на имя прокурора Смоленской области представлено объяснение по обстоятельствам проверки.

Заключение по результатам служебной проверки, проведенной в отношении Васина М.А. содержит доводы, высказанные им в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы работника, проводившего проверку.

В соответствии с подп. 3.5 Инструкции № 255, служебная проверка должна быть завершена в срок, установленный руководителем, ее назначившим, но не позднее 15 рабочих дней со дня назначения служебной проверки. В срок проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, пребывания его в отпуске.

Согласно подп. 2.4 Инструкции № 255 решение о проведении в отношении Васина М.А. указанной служебной принято прокурором Смоленской области 26.01.2022.

В период с 31.01.2022 по 04.02.2022 включительно Васин М.А., находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васин М.А. отсутствовал на рабочем месте, поскольку ему был открыт листок нетрудоспособности. В связи с чем, период с 31.01.2022 по 18.02.2022 в срок проведения служебной проверки не включается.

Согласно подп. 4.1 Инструкции № 255 по результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником (членами комиссии), проводившим (проводившими) служебную проверку. Заключение по результатам служебной проверки утверждается руководителем, назначившим проведение служебной проверки (в случае ее проведения специально создаваемой комиссией), либо уполномоченным им руководителем подразделения, работником которого проводилась служебная проверка. В случае утверждения заключения уполномоченным руководителем подразделения результаты служебной проверки докладываются руководителю, назначившему ее проведение.

Заключение по результатам служебной проверки в отношении Васина М.А. в соответствии с вышеприведенными требованиями Инструкции № 255 утверждено прокурором Смоленской области 02.03.2022.

Согласно подп. 4.2 Инструкции № 255 окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

Таким образом, рассматриваемая служебная проверка в отношении Васина М.А. окончена 02.03.2022 в соответствии с датой утверждения заключения по ее результатам.

Согласно производственному календарю на 2022 год 23.02.2022 является нерабочим праздничным днем.

С учетом изложенного, срок проведения рассматриваемой служебной проверки в отношении Васина М.А. составил 11 рабочих дней (с 26.01.2022 по 02.03.2022, т.е. исключая период отпуска и временной нетрудоспособности с 31.01.2022 по 18.02.2022, выходные дни: 06.02.2022, 19.02.2022, 20.02.2022, 23.02.2022, 26.02.2022, 27.02.2022.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок проведения указанной служебной проверки не нарушен.

В соответствии с подп. 4.3 Инструкции № 255, не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки прокурорскому работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, прокурорским работником, проводившим служебную проверку, вручается (а в случае отсутствия прокурорского работника на службе по уважительной причине - направляется заказным письмом) уведомление об окончании служебной проверки и ее результатах, где одновременно разъясняется порядок ознакомления с заключением и материалами служебной проверки.

Во исполнение указанного требования Васину М.А. на рабочее место в прокуратуру г.Десногорска посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебной проверки, с которым Васин М.А. ознакомлен под роспись 03.03.2022.

Поскольку на уведомлении от 02.03.2022 имеется личная подпись Васина М.А., датированная 03.03.2022, доводы последнего о несвоевременном получении им уведомления об окончании проверки судом верно признаны необоснованными и не соответствующими материалам служебной проверки.

В силу п.5.6. Инструкции №255 днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка. О наличии нарушений со стороны истца руководителю – прокурору Смоленской области стало известно 26.10.2022.

Таким образом, в силу того же п.5.6. Инструкции дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске. С учетом даты обнаружения проступка (26.01.2022) и даты привлечения Васина М.А. к дисциплинарной ответственности (05.03.2022), периодов времени болезни и нахождения Васина М.А. в отпуске, месячный срок наложения дисциплинарного взыскания не пропущен.

В дальнейшем на основании рапорта начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области от 07.02.2022 прокурором Смоленской области 07.02.2022 дано поручение заместителю прокурора Смоленской области об организации служебной проверки в соответствии с требованиями Инструкции № 255, в отношении Васина М.А. в связи с наличием оснований полагать, что последним нарушены положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ч.4 ст.7 УПК РФ и п.1.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Заместителем прокурора Смоленской области 07.02.2022 проведение указанной служебной проверки поручено начальнику отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области, а тем, в свою очередь, 08.02.2022 - прокурору отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области.

В связи с тем, что в период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васину М.А. был открыт листок нетрудоспособности, 08.02.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней со дня назначения служебной проверки в адрес Васина М.А. посредством почтовой связи направлено уведомление о начале служебной проверки. Уведомление направлено по адресам, указанным Васиным М.А. в материалах личного дела: по адресу регистрации ...), а также по адресу фактического проживания (...

В ходе служебной проверки 22.02.2022 Васиным М.А. на имя прокурора Смоленской области представлено объяснение по обстоятельствам проверки.

Таким образом, от Васина М.А. были истребованы и получены объяснения, заключение по результатам служебной проверки содержит доводы Васина М.А., высказанные им в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы работника, проводившего проверку.

Согласно подп. 2.4 Инструкции № 255 решение о проведении в отношении Васина М.А. указанной служебной проверки принято прокурором Смоленской области 07.02.2022.

В период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васин М.А. отсутствовал на рабочем месте, поскольку ему был открыт листок нетрудоспособности. В связи с чем, период с 07.02.2022 по 18.02.2022 в срок проведения служебной проверки не включается.

Заключение по результатам служебной проверки в отношении Васина М.А. утверждено заместителем прокурора Смоленской области 01.03.2022. В соответствии с вышеприведенными требованиями Инструкции № 255 результаты служебной проверки доложены руководителю, назначившему ее проведение - прокурору Смоленской области 02.03.2022.

Согласно подп. 4.2 Инструкции № 255, окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

Таким образом, служебная проверка в отношении Васина М.А. окончена 01.03.2022 в соответствии с датой утверждения заключения по ее результатам.

С учетом изложенного, срок проведения рассматриваемой служебной проверки в отношении Васина М.А. составил 6 рабочих дней (с 07.02.2022 по 01.03.2022, т.е. исключая период временной нетрудоспособности Васина М.А. с 07.02.2022 по 18.02.2022, выходные дни: 19.02.2022, 23.02.2022, 26.02.2022, 27.02.2022.

Следовательно, суд обоснованно признал несостоятельными доводы Васина М.А. о нарушении срока проведения указанной служебной проверки.

02.03.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней, со дня утверждения заключения по результатам проверки, Васину М.А. на рабочее место в прокуратуру г. Десногорска посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебной проверки, с которым Васин М.А. ознакомлен под роспись 02.03.2022.

Поскольку рапорт начальника отдела по надзору за уголовно­-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области содержал сведения о возможном нарушении Васиным М.А. требований Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, прокурором Смоленской области издано распоряжение от 09.02.2022 № 44/9р «О создании комиссии для проведения служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну», которым созданной комиссии поручено проведение служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, Васиным М.А.

В соответствии с заключением по результатам проведенного служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, Васиным М.А. от 24.02.2022, утвержденным прокурором Смоленской области 28.02.2022, в ходе проведенного расследования установлено, что Васиным М.А. не допущено факта разглашения сведений составляющих государственную тайну, однако нарушены требования обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

В выводах комиссии учтено отсутствие у Васина М.А. действующих дисциплинарных взысканий.

Служебное расследование проведено в 16-дневный срок с 09.02.2022 по 24.02.2022, с учетом утверждения заключения в 20-дневный срок с 09.02.2022 по 28.02.2022.

Более того, в целях соблюдения прав Васина М.А. в его адрес 02.03.2022 в системе Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебного расследования, с которым он под роспись ознакомлен 03.03.2022.

Исходя из указанных обстоятельствах доводы Васина М.А. об отсутствии уведомлений о проведении расследования, нарушении сроков его проведения обоснованно признаны судом несостоятельными.

В соответствии с подп. 5.7 Инструкции по учету кадров прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.03.2018 № 135, работник в течение 10-дневного срока обязан сообщать в кадровое подразделение обо всех изменениях, подлежащих занесению в личное дело, либо с момента, когда ему стало о них известно.

Как следует из материалов личного дела Васина М.А. последние сведения о месте своей регистрации и проживания представлены им в отдел кадров прокуратуры области 30.11.2020. В качестве адреса регистрации указан: ..., в качестве адреса фактического проживания указан: .... В личном деле Васина М.А. также имеется копия свидетельства от 10.08.2015 № 640 о регистрации по месту пребывания по адресу: ... в период с 10.08.2015 по 09.08.2025, однако в сведениях, представленных Васиным М.А. 30.11.2020 информация о регистрации по месту пребывания отсутствует.

Иных сведений об адресах своего проживания или регистрации Васиным М.А. для приобщения к материалам личного дела не представлялось.

При этом судом обращено внимание на то обстоятельство, что Васиным М.А. в представленном в суд исковом заявлении в качестве адреса для корреспонденции в указан адрес: ...

Таким образом, доводы Васина М.А. о том, что уведомления о начале оспариваемых служебных проверок и служебного расследования направлены не по адресу его регистрации и проживания правомерно судом признаны несостоятельными.

В соответствии с подп. 5.7 Инструкции № 255 приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется прокурорскому работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия прокурорского работника на службе.

Оспариваемый Васиным М.А. приказ «О привлечении к дисциплинарной ответственности» издан прокурором Смоленской области 05.03.2022 и зарегистрирован под № 6-223/н, после чего незамедлительно, то есть 05.03.2022 направлен в адрес Васина М.А. для ознакомления в системе Надзор-WEB. Поскольку согласно производственному календарю на 2022 год 06.03.2022, 07.03.2022 и 08.03.2022 являлись нерабочими днями, то ознакомление Васина М.А. с приказом под роспись 09.03.2022 произошло на второй рабочий день после издания приказа, то есть в соответствии с установленными требованиями.

Принимая решение, суд, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Васиным М.А. требований не имеется, выявленные недостатки в ходе проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении истцом служебных обязанностей, нарушений действующего законодательства, требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 №544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», соответственно имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, процедура применения дисциплинарного взыскания, предусмотренная ст. 193 Трудового кодекса РФ, соблюдена; из представленных материалов следует, что письменные объяснение истцом последним были предоставлены, месячный срок для применения дисциплинарного взыскания соблюден; при определении вида дисциплинарного взыскания работодателем в полной мере учтены тяжесть проступка и обстоятельства его совершения.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о том, что служебная проверка была назначена в отсутствие на то законных оснований, а также о нарушении срока привлечения к дисциплинарной ответственности, судом первой инстанции обоснованно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.

Оспариваемые истцом служебные проверки были инициированы на основании рапортов начальников отделов прокуратуры Смоленской области. На указанных рапортах имелись резолюции прокурора Смоленской области об организации проведения служебной проверки (от 26.01.2022 г. и 07.02.2022 г.).

Указание в рапортах сведений о ненадлежащем исполнении требований организационно-распорядительных документов, в частности, со стороны Васина М.А., являлись достаточным основанием для назначения служебных проверок.

Доводы жалобы о проведении служебной проверки с нарушениями Инструкции № 255, выразившимися в ненадлежащем уведомлении о проведении, о нарушении сроков проверки, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключения по результатам служебных проверок, проведенных в отношении Васина М.А., содержат его доводы, высказанные в свою защиту, а также оценку этих доводов, и выводы работника, проводившего проверку.

Сроки проведения рассматриваемых служебных проверок в отношении Васина М.А. соблюдены, учтено время нахождения его в отпуске и периоды его временной нетрудоспособности. В обжалуемом решении приведен подробный анализ представленных материалов дела по каждому факту ненадлежащего исполнения требования организационно-распорядительных документов.

Довод апелляционной жалобы о пропуске работодателем месячного срока для наложения взыскания необоснован, поскольку в силу п.5.6. Инструкции №255 днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка. Прокурору Смоленской области о допущенных истцом нарушениях стало известно 26.01.2022 года, с учётом этой даты и даты привлечения Васина М.А. к дисциплинарной ответственности - 05.03.2022, а также периодов временной нетрудоспособности Васина М.А. и нахождения в отпуске (31.01.2022 по 18.02.2022), месячный срок наложения дисциплинарного взыскания не пропущен.

Ссылка в жалобе на наличие в мотивировочной части решения выдержки из определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2020, не является основанием для отмены решения суда.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства дела, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васина Максима Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.03.2023

Судья Фролова С.Л. Дело № 33 – 719/2023

№ 2-2795/2022

67RS0002-01-2022-002976-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шитиковой Т.М.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васина Максима Александровича к прокуратуре Смоленской области о признании незаконными заключений служебных проверок, служебного расследования, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, с апелляционной жалобой Васина Максима Александровича на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения истца Васина М.А., представителя ответчика прокурора Серенковой Ю.В.,

установила:

Васин М.А. с учетом уточнённых требований (л.д. 180) обратился в суд с иском к прокуратуре Смоленской области, в обосновании указав, что с 26.04.2006 г. проходит службу в органах прокуратуры Российской Федерации, приказом исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ 07.08.2017 г. назначен на должность прокурора г.Десногорска Смоленской области. Приказом прокурора Смоленской области от 05.03.202 г. №6-223/н привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для принятия данного решения послужили заключения служебных проверок от 01.03.2022 года, с которыми он не согласен. Вынесенный по итогам проверок приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности является незаконным и необоснованным в виду нарушения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, а также объективных доказательств, подтверждающих в его действиях вменяемых дисциплинарных проступков. Уведомления о начале производства служебных проверок было направлено не по адресу его проживания и регистрации, о котором он уведомлял работодателя, а по месту предыдущей регистрации, поэтому уведомления им не получены. Указывает на нарушения срока проведения проверки, несоответствие требованиям Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 № 255 (далее по тексту - Инструкция №255), заключения служебных проверок не содержат приведенных им доводов по существу проводимых проверок, доводов в его защиту, оценки этих доводов. Кроме того, отмечает, что сведений о том, что при принятии решения о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора были учтены тяжесть и характер дисциплинарного проступка, предшествующее поведение и иные обстоятельства в материалах служебных проверок отсутствуют; ответчиком не учтены последствия совершенных им действий, не принято во внимание длительность трудовой деятельности, поощрения, отсутствие непогашенных дисциплинарных взысканий, не учтена мотивация при совершении вменяемых действий, считает применение меры ответственности в виде выговора чрезвычайно суровой. Просит признать незаконными заключения проведенных в отношении него служебных проверок от 01.03.2022 г., служебного расследования от 28.02.2022 г., признать незаконным и отменить приказ прокуратуры Смоленской области о наложении взыскания в виде выговора от 05.03.2022 г. № 6-223/н.

Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Васина М.А. отказано.

В апелляционной жалобе Васин М.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

Прокуратурой Смоленской области относительно апелляционной жалобы представлены возражения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу статьи 129 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах прокуратуры Российской Федерации, составляющих единую федеральную централизованную систему, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, а прокуроры и следователи от имени Российской Федерации и в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлены особенности в правовом регулировании труда работников прокуратуры, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 40).

Статьей 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

При этом, обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей прокурорским работником подлежат установлению в ходе проведения служебной проверки в отношении прокурорского работника, основания и процедура проведения которой регламентированы Инструкцией о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 28.04.2016 № 255 (далее по тексту - Инструкция № 255).

В силу п.п. 2.1, 2.3, 2.4 данной Инструкции служебные проверки проводятся при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) прокурорского работника имеются признаки дисциплинарного проступка.

Поводами к проведению служебных проверок являются: информация, представленная в письменном виде гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами МВД России, ФСБ России, другими правоохранительными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, или информация из иных источников о совершении прокурорским работником проступка; рапорт (докладная записка) руководителя органа (организации) прокуратуры (заместителя руководителя) или руководителя подразделения органа (организации) прокуратуры; рапорт прокурорского работника.

Решения о проведении служебных проверок принимают прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, исполняющие обязанности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, - в отношении прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также назначаемых ими на должности прокурорских работников.

В зависимости от сложности служебной проверки ее проведение поручается прокурорскому работнику или специально создаваемой комиссии.

Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции руководителя органа (организации) прокуратуры, имеющего право ее назначить, на документе (докладной записке, рапорте) о наличии оснований для ее проведения с обязательным проставлением даты, которая является началом служебной проверки.

При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается посредством издания распоряжения руководителя органа (организации) прокуратуры, которое должно содержать основание для ее проведения, дату назначения и состав комиссии по проведению служебной проверки.

Комиссия формируется в составе трех и более прокурорских работников. В состав комиссии, как правило, включаются представители кадрового подразделения, подразделения, осуществляющего представительство интересов органа (организации) в судах, и подразделения, в котором проходит службу прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт, дата, время, место, обстоятельства, мотивы совершения прокурорским работником проступка; вина прокурорского работника, а также степень вины каждого прокурорского работника в случае совершения проступка несколькими прокурорскими работниками; обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению прокурорским работником проступка; характер и размер вреда (ущерба), причиненного прокурорским работником в результате совершения проступка; обстоятельства, послужившие основанием для рапорта прокурорского работника о проведении служебной проверки; деловые и личные качества прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, иные данные, характеризующие его личность.

Порядок проведения служебной проверки в отношении прокурорских работников и полномочия ее участников установлены Инструкцией № 255, в соответствии с которой такая проверка назначается прокурором субъекта путем нанесения резолюции на рапорт, содержащий сведения, послужившие основанием для проверки (п. 2.3, 2.4, 2.8); проведение служебных проверок, в зависимости от их сложности, поручается прокурорскому работнику, либо созданной для этих целей комиссии (п. 2.7), которые обязаны уведомить под расписку прокурорского работника об организации и основаниях проведения в отношении его служебной проверки не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения, разъяснить его права и обязанности, а при отсутствии такой возможности по объективным причинам — направить уведомление заказным письмом по месту жительства прокурорского работника, в отношении которого назначена служебная проверка (п.3.2); по результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником, проводившим служебную проверку, утверждается руководителем (п. 4.1), о чем не позднее двух рабочих дней уведомляется лицо, в отношении которого проведена проверка (4.3).

В случае утверждения заключения уполномоченным руководителем подразделения результаты служебной проверки докладываются руководителю, назначившему ее проведение.

После утверждения заключения по результатам служебной проверки прокурорскому работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, прокурорским работником, проводившим служебную проверку, вручается (а в случае отсутствия прокурорского работника на службе по уважительной причине - направляется заказным письмом) уведомление об окончании служебной проверки и ее результатах, где одновременно разъясняется порядок ознакомления с заключением и материалами служебной проверки.

В разделе 5 Инструкции о порядке проведения служебных проверок регламентирован порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки.

Так, результаты служебной проверки докладываются руководителю, наделенному правом привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с п.п. 3.5, 4.2 Инструкции № 255 служебная проверка должна быть завершена в срок, установленный руководителем, ее назначившим, но не позднее 15 рабочих дней со дня назначения служебной проверки. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения. Если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания проверки считается следующий за ним рабочий день.

В силу п. 5.2 Инструкции № 255 при наличии оснований для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности работником структурного подразделения, проводившим служебную проверку (председателем комиссии), подготавливается проект приказа, который вместе с материалами служебной проверки представляется в кадровое подразделение (должностному лицу, осуществляющему кадровую работу) для согласования. При этом кадровым подразделением проверяются в том числе вопросы соблюдения сроков привлечения к ответственности, правильности указания наименования подразделения органа прокуратуры, упомянутого в приказе, и данных прокурорского работника, подлежащего привлечению к ответственности. Проект приказа вместе с необходимыми материалами представляется в срок не позднее 5 рабочих дней до истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности. По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником (членами комиссии), проводившим(и) служебную проверку (п. 4.1 Инструкции).

Дисциплинарные взыскания налагаются на прокурорских работников в соответствии с требованиями ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка (п. 5.6 Инструкции).

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется прокурорскому работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия прокурорского работника на службе.

Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации и в разъяснениях, приведенных в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Васин М.А. приказом исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации от 07.08.2017 № 855-к назначен на должность прокурора <данные изъяты>.

В период с 31.01.2022 г. по 04.02.2022 г. включительно Васин М.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, что следует из приказа прокурора Смоленской области от 26.01.2022 г. № 6-66/0; с 07.02.2022 г. по 18.02.2022 г. Васину М.А. был открыт листок нетрудоспособности.

На основании рапорта начальника отдела правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области от 25.01.2022 г. прокурором Смоленской области 26.01.2022 г. дано поручение заместителю прокурора Смоленской области об организации служебной проверки в соответствии с требованиями Инструкции № 255, в отношении 5 межгоррайпрокуроров области и 1 лица, исполняющего обязанности прокурора района, в числе которых прокурор г. Десногорска Васин М.А., в связи с ненадлежащим исполнением указанными работниками требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.12.2020 № 726 «О проведении опытной эксплуатации модуля «Учет работы прокуроров» специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики» и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.01.2022 «О проведении опытной эксплуатации модуля «Учет работы прокуроров» модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики».

Заместителем прокурора Смоленской области 27.01.2022 г. проведение указанной служебной проверки поручено начальнику отдела правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области, а тем, в свою очередь, 27.01.2022 г. прокурору отдела по правовой статистики и защиты информации прокуратуры Смоленской области.

В соответствии с подп. 3.2 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 № 255, прокурорский работник, которому поручено проведение служебной проверки, председатель комиссии по проведению служебной проверки обязан: уведомить под расписку прокурорского работника об организации и основаниях проведения в отношении него служебной проверки не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения, разъяснить его права и обязанности, а при отсутствии такой возможности по объективным причинам - направить уведомление заказным письмом по месту жительства прокурорского работника, в отношении которого назначена служебная проверка.

27.01.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней со дня назначения служебной проверки в адрес Васина М.А. посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление о начале служебной проверки № 11-04- 2022, с которым Васин М.А. ознакомлен под расписку 28.01.2022.

В соответствии с подп. 4.1 Инструкции № 255, заключение по результатам служебной проверки должно содержать: доводы прокурорского работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы, к которым пришел прокурорский работник, проводивший служебную проверку, выводы членов комиссии.

В ходе служебной проверки, 22.02.2022 Васиным М.А. на имя прокурора Смоленской области представлено объяснение по обстоятельствам проверки.

Заключение по результатам служебной проверки, проведенной в отношении Васина М.А. содержит доводы, высказанные им в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы работника, проводившего проверку.

В соответствии с подп. 3.5 Инструкции № 255, служебная проверка должна быть завершена в срок, установленный руководителем, ее назначившим, но не позднее 15 рабочих дней со дня назначения служебной проверки. В срок проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, пребывания его в отпуске.

Согласно подп. 2.4 Инструкции № 255 решение о проведении в отношении Васина М.А. указанной служебной принято прокурором Смоленской области 26.01.2022.

В период с 31.01.2022 по 04.02.2022 включительно Васин М.А., находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васин М.А. отсутствовал на рабочем месте, поскольку ему был открыт листок нетрудоспособности. В связи с чем, период с 31.01.2022 по 18.02.2022 в срок проведения служебной проверки не включается.

Согласно подп. 4.1 Инструкции № 255 по результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником (членами комиссии), проводившим (проводившими) служебную проверку. Заключение по результатам служебной проверки утверждается руководителем, назначившим проведение служебной проверки (в случае ее проведения специально создаваемой комиссией), либо уполномоченным им руководителем подразделения, работником которого проводилась служебная проверка. В случае утверждения заключения уполномоченным руководителем подразделения результаты служебной проверки докладываются руководителю, назначившему ее проведение.

Заключение по результатам служебной проверки в отношении Васина М.А. в соответствии с вышеприведенными требованиями Инструкции № 255 утверждено прокурором Смоленской области 02.03.2022.

Согласно подп. 4.2 Инструкции № 255 окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

Таким образом, рассматриваемая служебная проверка в отношении Васина М.А. окончена 02.03.2022 в соответствии с датой утверждения заключения по ее результатам.

Согласно производственному календарю на 2022 год 23.02.2022 является нерабочим праздничным днем.

С учетом изложенного, срок проведения рассматриваемой служебной проверки в отношении Васина М.А. составил 11 рабочих дней (с 26.01.2022 по 02.03.2022, т.е. исключая период отпуска и временной нетрудоспособности с 31.01.2022 по 18.02.2022, выходные дни: 06.02.2022, 19.02.2022, 20.02.2022, 23.02.2022, 26.02.2022, 27.02.2022.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок проведения указанной служебной проверки не нарушен.

В соответствии с подп. 4.3 Инструкции № 255, не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки прокурорскому работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, прокурорским работником, проводившим служебную проверку, вручается (а в случае отсутствия прокурорского работника на службе по уважительной причине - направляется заказным письмом) уведомление об окончании служебной проверки и ее результатах, где одновременно разъясняется порядок ознакомления с заключением и материалами служебной проверки.

Во исполнение указанного требования Васину М.А. на рабочее место в прокуратуру г.Десногорска посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебной проверки, с которым Васин М.А. ознакомлен под роспись 03.03.2022.

Поскольку на уведомлении от 02.03.2022 имеется личная подпись Васина М.А., датированная 03.03.2022, доводы последнего о несвоевременном получении им уведомления об окончании проверки судом верно признаны необоснованными и не соответствующими материалам служебной проверки.

В силу п.5.6. Инструкции №255 днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка. О наличии нарушений со стороны истца руководителю – прокурору Смоленской области стало известно 26.10.2022.

Таким образом, в силу того же п.5.6. Инструкции дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске. С учетом даты обнаружения проступка (26.01.2022) и даты привлечения Васина М.А. к дисциплинарной ответственности (05.03.2022), периодов времени болезни и нахождения Васина М.А. в отпуске, месячный срок наложения дисциплинарного взыскания не пропущен.

В дальнейшем на основании рапорта начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области от 07.02.2022 прокурором Смоленской области 07.02.2022 дано поручение заместителю прокурора Смоленской области об организации служебной проверки в соответствии с требованиями Инструкции № 255, в отношении Васина М.А. в связи с наличием оснований полагать, что последним нарушены положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ч.4 ст.7 УПК РФ и п.1.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Заместителем прокурора Смоленской области 07.02.2022 проведение указанной служебной проверки поручено начальнику отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области, а тем, в свою очередь, 08.02.2022 - прокурору отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Смоленской области.

В связи с тем, что в период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васину М.А. был открыт листок нетрудоспособности, 08.02.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней со дня назначения служебной проверки в адрес Васина М.А. посредством почтовой связи направлено уведомление о начале служебной проверки. Уведомление направлено по адресам, указанным Васиным М.А. в материалах личного дела: по адресу регистрации ...), а также по адресу фактического проживания (...

В ходе служебной проверки 22.02.2022 Васиным М.А. на имя прокурора Смоленской области представлено объяснение по обстоятельствам проверки.

Таким образом, от Васина М.А. были истребованы и получены объяснения, заключение по результатам служебной проверки содержит доводы Васина М.А., высказанные им в свою защиту, а также оценку этих доводов и выводы работника, проводившего проверку.

Согласно подп. 2.4 Инструкции № 255 решение о проведении в отношении Васина М.А. указанной служебной проверки принято прокурором Смоленской области 07.02.2022.

В период с 07.02.2022 по 18.02.2022 Васин М.А. отсутствовал на рабочем месте, поскольку ему был открыт листок нетрудоспособности. В связи с чем, период с 07.02.2022 по 18.02.2022 в срок проведения служебной проверки не включается.

Заключение по результатам служебной проверки в отношении Васина М.А. утверждено заместителем прокурора Смоленской области 01.03.2022. В соответствии с вышеприведенными требованиями Инструкции № 255 результаты служебной проверки доложены руководителю, назначившему ее проведение - прокурору Смоленской области 02.03.2022.

Согласно подп. 4.2 Инструкции № 255, окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

Таким образом, служебная проверка в отношении Васина М.А. окончена 01.03.2022 в соответствии с датой утверждения заключения по ее результатам.

С учетом изложенного, срок проведения рассматриваемой служебной проверки в отношении Васина М.А. составил 6 рабочих дней (с 07.02.2022 по 01.03.2022, т.е. исключая период временной нетрудоспособности Васина М.А. с 07.02.2022 по 18.02.2022, выходные дни: 19.02.2022, 23.02.2022, 26.02.2022, 27.02.2022.

Следовательно, суд обоснованно признал несостоятельными доводы Васина М.А. о нарушении срока проведения указанной служебной проверки.

02.03.2022, т.е. не позднее 2 рабочих дней, со дня утверждения заключения по результатам проверки, Васину М.А. на рабочее место в прокуратуру г. Десногорска посредством системы Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебной проверки, с которым Васин М.А. ознакомлен под роспись 02.03.2022.

Поскольку рапорт начальника отдела по надзору за уголовно­-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области содержал сведения о возможном нарушении Васиным М.А. требований Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, прокурором Смоленской области издано распоряжение от 09.02.2022 № 44/9р «О создании комиссии для проведения служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну», которым созданной комиссии поручено проведение служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, Васиным М.А.

В соответствии с заключением по результатам проведенного служебного расследования по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, Васиным М.А. от 24.02.2022, утвержденным прокурором Смоленской области 28.02.2022, в ходе проведенного расследования установлено, что Васиным М.А. не допущено факта разглашения сведений составляющих государственную тайну, однако нарушены требования обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

В выводах комиссии учтено отсутствие у Васина М.А. действующих дисциплинарных взысканий.

Служебное расследование проведено в 16-дневный срок с 09.02.2022 по 24.02.2022, с учетом утверждения заключения в 20-дневный срок с 09.02.2022 по 28.02.2022.

Более того, в целях соблюдения прав Васина М.А. в его адрес 02.03.2022 в системе Надзор-WEB направлено уведомление об окончании служебного расследования, с которым он под роспись ознакомлен 03.03.2022.

Исходя из указанных обстоятельствах доводы Васина М.А. об отсутствии уведомлений о проведении расследования, нарушении сроков его проведения обоснованно признаны судом несостоятельными.

В соответствии с подп. 5.7 Инструкции по учету кадров прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.03.2018 № 135, работник в течение 10-дневного срока обязан сообщать в кадровое подразделение обо всех изменениях, подлежащих занесению в личное дело, либо с момента, когда ему стало о них известно.

Как следует из материалов личного дела Васина М.А. последние сведения о месте своей регистрации и проживания представлены им в отдел кадров прокуратуры области 30.11.2020. В качестве адреса регистрации указан: ..., в качестве адреса фактического проживания указан: .... В личном деле Васина М.А. также имеется копия свидетельства от 10.08.2015 № 640 о регистрации по месту пребывания по адресу: ... в период с 10.08.2015 по 09.08.2025, однако в сведениях, представленных Васиным М.А. 30.11.2020 информация о регистрации по месту пребывания отсутствует.

Иных сведений об адресах своего проживания или регистрации Васиным М.А. для приобщения к материалам личного дела не представлялось.

При этом судом обращено внимание на то обстоятельство, что Васиным М.А. в представленном в суд исковом заявлении в качестве адреса для корреспонденции в указан адрес: ...

Таким образом, доводы Васина М.А. о том, что уведомления о начале оспариваемых служебных проверок и служебного расследования направлены не по адресу его регистрации и проживания правомерно судом признаны несостоятельными.

В соответствии с подп. 5.7 Инструкции № 255 приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется прокурорскому работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия прокурорского работника на службе.

Оспариваемый Васиным М.А. приказ «О привлечении к дисциплинарной ответственности» издан прокурором Смоленской области 05.03.2022 и зарегистрирован под № 6-223/н, после чего незамедлительно, то есть 05.03.2022 направлен в адрес Васина М.А. для ознакомления в системе Надзор-WEB. Поскольку согласно производственному календарю на 2022 год 06.03.2022, 07.03.2022 и 08.03.2022 являлись нерабочими днями, то ознакомление Васина М.А. с приказом под роспись 09.03.2022 произошло на второй рабочий день после издания приказа, то есть в соответствии с установленными требованиями.

Принимая решение, суд, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Васиным М.А. требований не имеется, выявленные недостатки в ходе проверки свидетельствуют о ненадлежащем исполнении истцом служебных обязанностей, нарушений действующего законодательства, требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 №544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», соответственно имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, процедура применения дисциплинарного взыскания, предусмотренная ст. 193 Трудового кодекса РФ, соблюдена; из представленных материалов следует, что письменные объяснение истцом последним были предоставлены, месячный срок для применения дисциплинарного взыскания соблюден; при определении вида дисциплинарного взыскания работодателем в полной мере учтены тяжесть проступка и обстоятельства его совершения.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о том, что служебная проверка была назначена в отсутствие на то законных оснований, а также о нарушении срока привлечения к дисциплинарной ответственности, судом первой инстанции обоснованно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.

Оспариваемые истцом служебные проверки были инициированы на основании рапортов начальников отделов прокуратуры Смоленской области. На указанных рапортах имелись резолюции прокурора Смоленской области об организации проведения служебной проверки (от 26.01.2022 г. и 07.02.2022 г.).

Указание в рапортах сведений о ненадлежащем исполнении требований организационно-распорядительных документов, в частности, со стороны Васина М.А., являлись достаточным основанием для назначения служебных проверок.

Доводы жалобы о проведении служебной проверки с нарушениями Инструкции № 255, выразившимися в ненадлежащем уведомлении о проведении, о нарушении сроков проверки, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключения по результатам служебных проверок, проведенных в отношении Васина М.А., содержат его доводы, высказанные в свою защиту, а также оценку этих доводов, и выводы работника, проводившего проверку.

Сроки проведения рассматриваемых служебных проверок в отношении Васина М.А. соблюдены, учтено время нахождения его в отпуске и периоды его временной нетрудоспособности. В обжалуемом решении приведен подробный анализ представленных материалов дела по каждому факту ненадлежащего исполнения требования организационно-распорядительных документов.

Довод апелляционной жалобы о пропуске работодателем месячного срока для наложения взыскания необоснован, поскольку в силу п.5.6. Инструкции №255 днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка. Прокурору Смоленской области о допущенных истцом нарушениях стало известно 26.01.2022 года, с учётом этой даты и даты привлечения Васина М.А. к дисциплинарной ответственности - 05.03.2022, а также периодов временной нетрудоспособности Васина М.А. и нахождения в отпуске (31.01.2022 по 18.02.2022), месячный срок наложения дисциплинарного взыскания не пропущен.

Ссылка в жалобе на наличие в мотивировочной части решения выдержки из определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2020, не является основанием для отмены решения суда.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства дела, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васина Максима Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.03.2023

33-719/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ВАСИН МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Прокуратура Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Филенкова Светлана Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
09.02.2023Передача дела судье
16.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023Передано в экспедицию
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее