УИД 11RS0001-01-2020-008743-87 Дело № 2-5629/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
истца Кунгуровой А.А., ее представителя Лютоевой А.А.,
представителей ответчика Кокарева С.А., Сидорчук И.А.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения Республики Коми Чамашкина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
11 декабря 2020 г. гражданское дело по исковому заявлению Кунгуровой Анны Александровны к ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» о взыскании невыплаченной заработной платы, удержанной суммы налога, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурова А.А. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» и с учетом уточнений просила признать незаконным признании незаконным невыплату стимулирующих надбавок, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, признать незаконным удержание налога на доходы физических лиц с выплат стимулирующего характера по постановлению Правительства Республики Коми № 140, взыскании удержанной суммы налога за период с 08.04.2020 по 31.08.2020 в размере 16698 рублей, пени 446,62 рублей, обязании произвести выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 в размере 212500 рублей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 в размере 121188,75 рублей, пени, обязании отнести должность ** ** ** к категории «младший медицинский персонал», включить в состав должностей «младший медицинский персонал», взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что работает у ответчика на должности ** ** **). Согласно штатному расписанию должность санитарки (мойщицы) отнесена к прочему персоналу. Однако согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 № 2н, приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.1997 № 43, приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.02.2016 должность ** ** ** относится к младшему медицинскому персоналу. Выполняемые ею должностные обязанности соответствуют трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал». Так как она осуществляет непосредственный уход и сопровождение больных, с подтвержденным диагнозом COVID-19, то она имеет право на стимулирующие выплаты, установленные правительством.
Определением суда из состава третьих лиц исключены Правительство Республики Коми, глава Республики Коми; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми, УФНС по Республике Коми.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.
Представители ответчика с требованиями не согласились.
Представитель третьего лица с требованиями истца не согласился, поддержав позицию ответчика.
Представитель третьего лица УФНС по РК отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец ** ** ** принята на работу ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» на должность санитарки (мойщицы) в структурное подразделение COVID 3 на определенный срок до получения особого распоряжения Правительства Республики Коми.
Согласно штатному расписанию на 01.04.2020 в отделении COVID 3 предусмотрена должность ** ** ** которая включена в прочий персонал.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу абз. третьего ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 36, должность санитарка (мойщица) отнесена к разряду рабочих.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н, которым утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», к должности младшего медицинского и фармацевтического персонала отнесена должность санитарки.
Приказом Минтруда России от 12 января 2016 г. № 2н утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», в котором предусмотрено наименование должности санитар.
В силу ст. 295.2 Трудового кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей.
Доводы стороны истца о том, что должность санитарка (мойщица) отнесена к младшему медицинскому персоналу, судом не принимаются.
Так, в соответствии с Профессиональным стандартом «Младший медицинский персонал» и Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н, работнику, выполняющему обобщенную трудовую функцию, наименование должности устанавливается «санитар». Трудовые функции по должности санитарка (мойщица) входят в дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций по должности санитара.
Ссылка стороны истца на приложение № 1 к постановлению Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.1997 № 43, судом также не принимается, так как данное постановление утратило силу с 01.12.2008.
В связи с этим, требования истца об обязании ответчика отнести должность санитарка (мойщица) к категории «младший медицинский персонал» и включить в состав должностей «младший медицинский персонал» не подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавшие до 01.11.2020).
В соответствии с п. 10 Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (п.п. «и»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с п. 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (п.п. «б»).
Таким образом, стимулирующие выплаты данными нормативными актами предусмотрены именно младшему медицинскому персоналу.
Так как должность истца не отнесена к младшему медицинскому персоналу, то право на данные выплаты она не имеет.
В связи с этим, требования истца о признании незаконным невыплату стимулирующих надбавок, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, обязании произвести выплаты стимулирующего характера в соответствии с данными постановлениями не подлежат удовлетворению.
Как установлено, истцу производились выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 29.03.2020 № 140 «Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».
С данных выплат ответчиком производились удержания налога на доходы физических лиц, так как выплаты осуществлялись не в соответствии с федеральным законом и за счет средств субъекта, в связи с чем положения п. 81 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению.
Представитель УФНС по Республике Коми в письменном отзыве указывает, что с выплат стимулирующего характера, установленных Постановлением Правительства Республики Коми от 29.03.2020 № 140, не должны производиться удержания налога на доходы физических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
Перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), содержится в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, так ст. 217 была дополнена п. 81 следующего содержания: доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.
Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ п. 81 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации был изложен в следующей редакции: доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ положения части второй Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Таким образом, с 1 января 2020 г. от НДФЛ освобождены стимулирующие выплаты из федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, задействованным в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, а также лицам из групп риска заражения COVID-19. Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена и от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами президента и правительства Российской Федерации, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, действующим до 31.10.2020, были утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Размеры выплат в отношении категорий получателей указаны в п. 10 Правил.
Из пункта 12 Правил следует также, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 Правительством Республики Коми 29.03.2020 принято постановление № 140, которым установлены выплаты работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с данным постановлением с 16 марта 2020 г. до завершения периода эпидемиологического неблагополучия работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена COVID-19, и лицам из групп риска заражения COVID-19, за особые условия труда и дополнительную нагрузку установлены выплаты стимулирующего характера. Так младшему медицинскому персоналу и прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, выплата установлена в размере 13960 рублей (п.п. «в» п. 1).
Источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера прочему персоналу, указанному в п.п. «в» п. 1 постановления, является республиканский бюджет Республики Коми.
Таким образом, так как постановление Правительства Республики Коми от 29.03.202 № 140 принято во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, стимулирующие выплаты производятся за счет средств бюджета субъекта РФ, то с данных выплат удержание НДФЛ не производится.
В связи с этим, требование истца о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц с выплат стимулирующего характера подлежит удовлетворению.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию удержанная сумма налога за период с 08.04.2020 по 31.08.2020 в размере 16698 рублей.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в размере 446,62 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, интересы истца в суде представляла Лютоева А.А.
05.10.2020 между Кунгуровой А.А. (заказчик) и Лютоевой А.А. (исполнитель) заключен договор, по условиям которого исполнитель обязался оказать юридические услуги заказчику, направленные на юридическое сопровождение дела, по обращению с иском в Сыктывкарский городской суд по взысканию задолженности по заработной плате с ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница». Стоимость услуг по договору составила 10000 рублей.
Согласно расписке Лютоева А.А. за оказанные услуги получила от Кунгуровой А.А. В.Н. 10000 рублей.
Также Кунгуровой А.А. за составление иска были понесены расходы в размере 3000 рублей, что подтверждается квитанцией.
Учитывая объем проведенной представителем истца работы, характер выполненной представителем работы, количество судебных заседаний, в которых участвовал представитель, исходя из категории дела, частичное удовлетворение требований истца, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца расходов по оплате юридических услуг в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кунгуровой Анны Александровны к ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» удовлетворить частично.
Признать незаконным удержание налога на доходы физических лиц ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» с выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам учреждений здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, начисленных Кунгуровой Анне Александровне.
Взыскать с ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» в пользу Кунгуровой Анны Александровны удержанную сумму налога за период с 08.04.2020 по 31.08.2020 в размере 16698 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 446,62 рублей, судебные расходы в размере 5000 рублей.
Исковые требования Кунгуровой Анны Александровны к ГБУЗ РК «Республиканская инфекционная больница» о признании незаконным невыплату стимулирующих надбавок, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, обязании произвести выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 в размере 212500 рублей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 в размере 121188,75 рублей, пени, обязании отнести должность санитарка (мойщица) к категории «младший медицинский персонал», включить в состав должностей «младший медицинский персонал» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 15.12.2020