Дело № 2а-1289/22
УИД 54RS0002-01-2022-000868-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего Лыковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анкушиной А.Ф.,
с участием:
представителя административного ответчика начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по *** Управления ФССП России по *** ФИО, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по *** Управления ФССП России по *** ФИО, действующей на основании доверенности ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП по *** УФССП России по *** ФИО, начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по *** УФССП России по *** ФИО, УФССП России по *** о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
АО «ОТП Банк» обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по ***, выразившееся в: не вынесении и не направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства за период с **** по ****; в не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; возложить старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по *** обязанность возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства; в случае утери исполнительного документа, обязать старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по *** получить дубликат исполнительного документа.
В обоснование требований указано, что в ОСП по *** УФССП России по *** **** предъявлялся исполнительный документ ** от ****, выданный мировым судьей судебного участка ** Железнодорожного судебного района *** в отношении должника ФИО в пользу взыскателя АО «ОТП Банк». Исполнительный документ получен отделением ****. В нарушение п.п. 7, 8 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства взыскателю не направлено. Старший судебный пристав отделения не осуществил контроль за деятельностью должностных лиц, выразившейся в невыполнении обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа и применении мер принудительного исполнения на основании поступившего в отдел от взыскателя исполнительного документа. Длительное неприятие решения о возбуждении исполнительного производства и не рассмотрение ходатайства влечет нарушение прав и законных интересов взыскателя, свидетельствует о халатном отношении старшего судебного пристава отделения к своим должностным обязанностям, как руководителя подразделения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика, административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по *** Управления ФССП России по *** ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 110-112), просила производство по делу прекратить, указывая на то, что исполнительный лист поступил в отделение ****, судебному приставу-исполнителю передан ****, исполнительное производство возбуждено ****. Поскольку в отделении отсутствовала возможность направления корреспонденции (не было конвертов, электронная почта не работает) копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена взыскателю ****. В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем осуществляется весь комплекс мер, направленных на принудительное исполнение требований исполнительного производства.
Представитель административного ответчика УФССП России по Новосибирской в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО в судебное заседание не явилась, во времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Выслушав административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 8 и часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) является одновременное несоответствие его закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **** N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от **** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст. 12 Федерального закона от **** № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).
Установлено, что **** мировым судьей 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО в пользу АО «ОТП Банк» задолженности (л.д. 77).
Заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист направлен в ОСП по *** УФССП России по *** ****, получено отделением **** (л.д. 79).
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от **** №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В нарушение указанных положений закона, исполнительное производство возбуждено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по *** УФССП России по *** ФИО от **** (л.д. 121-122).
Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от **** №229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вместе с тем, согласно представленным доказательствам, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлен взыскателю ****.
При таких обстоятельствах допущенное судебным приставом-исполнителем ОСП по *** УФССП России по *** ФИО бездействие, выразившееся в не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя в установленный законом срок является незаконным, безусловно нарушило права административного истца, в связи с чем в данной части требования подлежат удовлетворению.
Административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по ***, выразившееся в не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, возложении на старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по *** обязанности возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от **** №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Исходя из положений закона, начальник отделения обязан контролировать деятельность судебных приставов-исполнителей и принимать своевременно меры, направленные на устранение допускаемых судебными приставами-исполнителями нарушений закона, а также прав и свобод участников исполнительного производства.
Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 64 Федерального закона от **** №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем, оснований полагать, что старшим судебным приставом отделения допущено бездействие в рамках предоставленных им полномочий, выразившееся за исполнением сотрудниками, находящимися в его подчинении, своих обязанностей, не имеется. В этой части требования не подлежат удовлетворению.
Основания для возложения на старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по *** обязанности возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства, отсутствуют, поскольку исполнительное производство возбуждено, по нему принимаются меры, направленные на принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Административный истец просит, в случае утери исполнительного документа, обязать старшего судебного пристава ОСП по *** УФССП России по *** получить дубликат исполнительного документа
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от **** №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
Оснований для удовлетворяя указанных требований не имеется, поскольку установлено, что оригинал исполнительного производства находится в отделении, в рамках исполнительного производства принимаются меры, направленные на принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 194 КАС РФ, о чем было заявлено административным ответчиком, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ *** ░░░░░ ░░░░░░ ░░ *** ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ****.