Дело № 2-246/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Носыревой Н.В.,
при секретаре Мастевной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьева Сергея Алексеевича к ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы и произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Зиновьев С.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы и произвести перерасчет. В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что 24 января 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве. 28 января 2019 года ответчик решением № 66 отказал истцу в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости из – за отсутствия 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве. В соответствии с указанным решением продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составила 29 лет 4 месяца 5 дней. При этом ответчик отказался включить в стаж истца работу в сельском хозяйстве, в период с 29 июля 2009 года по 01 октября 2010 г (продолжительностью 1 год 2 месяца 3 дня) в должности агронома в ООО «Статус –Недвижимость», так как деятельность организации не относится к производству сельского хозяйства. Истец полагает, что действия ответчика являются незаконными и нарушают конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту. Ответчик искусственно уменьшил размер стажа роботы истца в сельском хозяйстве в части не включения в данный стаж указанного периода роботы. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на весь период их проживания в сельской местности. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440. В указанные списки включены агрономы всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство. Действительно, основным видом деятельности организации ООО «Статус – недвижимости», в которой работал истец в должности агронома, сельское хозяйство не являлось, но растениеводство, включающее в себя возведение сельскохозяйственных культур, так же было одним из направлений деятельности денной организации на территории Новоильинского сельсовета Хабарского района, что не противоречит положениям вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440. Поскольку на дату обращения к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости общая продолжительность стажа истца работы в сельском хозяйстве составила 30 лет 6 месяцев 8 дней (29 лет 4 месяца 5 дней – продолжительность стажа в сельском хозяйстве по решению ответчика + 1 год 2 месяца 3 дня - продолжительность периода работы, исключенного ответчиком из стажа работы в сельском хозяйстве = 30 лет 6 месяцев 8 дней), с учетом положений Постановления Правительства РФ у истца возникло право на перерасчет размера страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве.
С учетом изложенного, истец просит суд: признать незаконным решение ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости № 66 от 28 января 2019 года; обязать ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) включить в стаж истца работы в сельском хозяйстве периоды с 29 июля 2009 по 01 октября 2010 года в должности агронома в ООО «Статус-Недвижимость»; обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве; взыскать с ответчика уплаченную при подачи искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей и взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей.
Истец Зиновьев С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) исковые требования не признала, ссылаясь на обстоятельства указанные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором изложена позиция по существу заявленных требований.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности".
Пунктом 3 предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Понятия основного вида деятельности "сельское хозяйство" законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, переработкой сельхоз продукции и т.д.
Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.
Список построен в виде таблицы, состоящих из двух граф. Первая графа состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трем основным направлениям, одно из направлений растениеводство подразумевает "производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции", неразрывный производственный процесс, начиная с выращивания.
Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1440 от 29.11.2018 работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 01.01.1992 на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
При этом Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства РФ N 1440 от 29.11.2018 предусмотрены не все работы и производства включаемые в понятие "сельское хозяйство", а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.
Как следует из материалов дела, Зиновьев С.А. 24 января 2019 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве. 28 января 2019 года Зиновьеву С.А. был дан ответ, что по представленным документам стаж работы в сельском хозяйстве Зиновьева С.А. составляет 29 лет 4 месяца 5 дней. Не засчитан в сельское хозяйство период работы с 29 июля 2009 года по 01 октября 2010 года в ООО «Статус –Недвижимость», так как организация не относится в производству сельского хозяйства. В связи с чем истцу отказали в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости из – за отсутствия 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве.
На основании п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 №190, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и (или) неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно трудовой книжке истца Зиновьева С.А. в период с 25 июля 2009 года по 01 октября 2010 года работал в должности агронома в ООО «Статус –Недвижимость».
Постановлением Правительства РФ предусмотрены и утверждены Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14. ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» и список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты (это в том числе агрономы, всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство; Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, прорубающим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, в соответствии с ч.11 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 г. № 27 –ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Зиновьев С.А. в системе государственного пенсионного обеспечения зарегистрирован 14 марта 1999 года.
Согласно материалам пенсионного выплатного дела стаж дающий право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии (сельский стаж) Зиновьева С.А. составляет 29 лет 4 месяца 5 дней.
Период работы с 29 июля 2009 года по 01 октября 2010 года в ООО «Статус-Недвижимость» не был включен в сельский стаж, т.к. согласно сведениям налогового органа основной вид деятельности общества является аренда и управление собственным или арендованным имуществом.
Действительно, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности организации ООО «Статус – Недвижимости», в которой работал истец в должности агронома, является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (л.д. 8-10).
Вместе с тем, в судебном заседании бесспорно установлено, не оспорено и участниками процесса, что согласно трудовой книжке Зиновьева С.А. с 25 июля 2009 года по 01 октября 2010 года работал агрономом в ООО «Статус –Недвижимость».
Согласно архивной копии договора аренды земельных участков от 17 июля 2009 года № 21 администрации Хабарского района и ООО «Статус – Недвижимость», последнее арендовало земельные участки для обслуживания объектов сельскохозяйственного производства.
Согласно информации главы Новоильинского сельсовета в период с июля 2009 года по октябрь 2010 года ООО «Статус-Недвижимость» арендовали земли пайщиков земельных участков, на которых велись сельхозработы по посеву и обработке зерновых культур.
Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили, что ООО «Статус –Недвижимость» занималось выращиванием сельскохозяйственных культур.
Свидетель Ж. пояснил в судебном заседании, что работал с Зиновьевым С.А. в период с 2009 года по 2010 год в ООО «Статус-Недвижимость». Свидетель работал начальником службы безопасности. Зиновьев С.А. - агрономом.
Свидетель В. пояснил в судебном заседании, что у него в собственности был трактор, и в период с 2009 года по 2010 год, он работал в ООО «Статус-Недвижимость», на работу его приглашал Зиновьев С.А., который на тот момент работал в ООО «Статус-Недвижимость» агрономом. Общество занималось выращиваем сельхоз культур, сеяли ячмень, пшеницу. На полях в качестве агронома работал Зиновьев С.А. В зимний период времени Зиновьев С.А. отпускал пшеницу, которая хранилась на складах ООО «Статус –Недвижимость».
Свидетель Л. пояснил в судебном заседании, что в 2009 году подрабатывал в ООО «Статус-Недвижимость». Зиновьев С.А. на тот момент работал агрономом, он его принимал на работу. В тот момент общество занималось обработкой сельскохозяйственных полей, выращивали культуры ячменя, пшеницы, занимались сенокосом, всем этим занимался Зиновьев С.А.
На основании вышеизложенного суд считает установленным, что одним из видов деятельности ООО «Статус –Недвижимость», в которой работал в должности агронома Зиновьев С.А., было растениеводство, осуществляемое на территории Новоильинского сельсовета Хабарского района Алтайского края.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет требования о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) от 28 января 2019 года № 66 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости.
В связи с чем, суд возлагает обязанность на ответчика включить в стаж истца работу в сельском хозяйстве в период с 29 июля 2009 года по 01 октября 2010 года в должности агронома в ООО «Статус- Недвижимость» и считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14. ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве.
Истец просит суд взыскать с ответчика судебные расходы на оплату юридических услуг за составление искового заявления в размере 3 000 рублей и сумму уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлены требования об оплате услуг представителя за составление искового заявления в сумме 3 000 рублей. Факт оплаты денежных средств подтверждается чек- ордером от 02.07.2019 г.
Учитывая объем подготовленного представителем истца искового заявления по данному делу, суд находит судебные расходы по оплате услуг за составление искового заявления разумными в размере 1000 рублей и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) от № 66 от 28 января 2019 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) включить в стаж Зиновьева Сергея Алексеевича периоды работы в сельском хозяйстве с 29 июля 2009 года по 01 октября 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14. ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) в пользу Зиновьева Сергея Алексеевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 рублей, а всего 1300 (Одна тысяча триста ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Хабарский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2019 года.
Судья Н.В.Носырева
Верно
Судья Н.В.Носырева