№ 2а-314/2021
24RS0№-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года <адрес>
Ирбейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Улзетуевой А.Ц.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 за несовершеннолетнюю ФИО2 о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 за несовершеннолетней ФИО2 суммы недоимки по налогу на имущество и земельному налогу на общую сумму 202,98 рублей, требования мотивируя тем, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, так как имеет в собственности жилой дом и земельный участок. Налоговый орган исчислил в отношении ФИО2 налог за 2014-2016 год в размере 185,27 рублей и направил в ее адрес налоговые уведомления, в которых представлен расчет суммы налогов и сроки его оплаты. В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налогов не уплатил, инспекцией на сумму недоимки исчислена сумма пени в размере 17,71 рублей. Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеуказанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнила. Согласно определению об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в <адрес> заявление о вынесении судебного приказа в отношении возращено в Инспекцию, в связи с истечением срока обращения в суд. ФИО1 за несовершеннолетнего ребенка ФИО2 задолженность не погасила. В связи с чем, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 за несовершеннолетнего ребенка ФИО2 недоимки за 2015-2016 гг. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 48.00 руб., пеня в размере 4.23 руб., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 86,00 руб., пеня в размере 7,58 руб. по требованию об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ №; восстановить срок обращения с заявлением в суд о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ФИО1 за несовершеннолетнего ребенка ФИО2 недоимки за 2014 года по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 19,32 руб., пеня в размере 2,23 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 31,95 руб., пеня в размере 3,67 руб., на общую сумму 202,98 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, будучи надлежащим образом, уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, согласно административному исковому заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик законный представитель несовершеннолетней ФИО2 - ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явилась, о причинах неявки в суд не сообщила, отложить рассмотрение дела не просила.
Согласно ч.7 ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка представителя истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> и административного ответчика законного представителя несовершеннолетней ФИО2 - ФИО1 не признана судом обязательной, а потому, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подп. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 363 НК РФ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО2 является собственником жилого дома по адресу: 663650, <адрес>, кадастровый №, площадь 29,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, а также земельного участка по адресу: 663650, <адрес>, кадастровый №, площадь 2423, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 обязана была уплатить налог на имущество и земельный налог до ДД.ММ.ГГГГ, однако налог в установленное время не уплачен, в связи с чем, были выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный срок административным ответчиком задолженность по оплате налога не была оплачена.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в <адрес> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и заявление о вынесении судебного приказа в отношении возращено в Инспекцию, в связи с истечением срока обращения в суд.
Доказательств, подтверждающих освобождение от обязанности производить уплату налога и пени, административным ответчиком суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, административный иск МИФНС России № по <адрес> подлежит удовлетворению в указанной части.
В соответствии с ч.2 ст. 48 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, установлен специальный порядок исчисления срока для обращения в суд.
Согласно представленным Межрайонной ИФНС России № по <адрес> документам, самое ранее требование об уплате налогов за 2014 год датировано ДД.ММ.ГГГГ, срок выполнения данного требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма подлежащая уплате по требованию составила 57 рублей 17 копеек. Срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам истек с учетом положений абзаца 2 части 2 статьи 48 НК РФ – ДД.ММ.ГГГГ.
К мировому судье судебного участка № в <адрес> за выдачей судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного абзацем 2 части 2 статьи 48 НК РФ.
Административным истцом в административном исковом заявлении не указано причин, по которым срок обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу за 2014 год в отношении законного представителя несовершеннолетней ФИО2 - ФИО1, был пропущен.
Законные основания для восстановления срока подачи искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к законного представителя несовершеннолетней ФИО2 - ФИО1, о взыскании задолженности за 2014 год по налогу и пени отсутствуют, поэтому суд считает необходимым применить исковую давность по делу, отказав административному истцу МИФНС России № по <адрес> в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока исковой давности.
С учетом изложенного, суд находит необходимым отказать в восстановлении пропущенного срока Межрайонной ИФНС России № по <адрес> для подачи административного искового заявления в суд о взыскании с административного ответчика законного представителя несовершеннолетней ФИО2 - ФИО1, суммы задолженности по налогу за 2014 год.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с удовлетворением требований административного истца в части с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженность по налогу за 2015-2016 годы на земельный участок и налог на имущество – жилой дом, принадлежащие несовершеннолетней ФИО2:
- налог на имущество в размере 48 рублей (сорок восемь рублей) и пени в размере 4 рубля 23 копейки (четыре рубля 23 копейки);
- по земельному налогу в размере 86 рублей (восемьдесят шесть рублей) и пени в размере 7 рублей 58 копеек (семь рублей 58 копеек);
В остальной части административного искового заявления отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 рублей (четыреста рублей) в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ирбейского районного суда А.Ц. Улзетуева