Гр.дело №
УИД 05RS0№-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
08 августа 2022 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Ахмедовой Х.Ш.,
с участием истца Алиевой С.С.,
представителя истца Алиевой С.С. - Хизриевой А.Г.,
представителя ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» по доверенности - Абасова Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алиевой С. С. к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» об обязании произвести работы по приведению тротуара в надлежащее состояние, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алиева С. С. обратилась в суд с иском к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» (далее - МКУ «УЖКХ <адрес>») об обязании МКУ «УЖКХ <адрес>» произвести работы по приведению тротуара, расположенного по адресу: РД, <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, взыскании с МКУ «УЖКХ <адрес>» компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что, являясь инвалидом-колясочником первой группы, при пересечении <адрес> столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства в части доступности тротуаров для маломобильных групп населения. По мнению истца тротуар, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в состоянии, не соответствующим требованиям законодательства, пройти по нему не представляется возможным. Ранее истцом подана досудебная претензия в Администрацию ГО «<адрес>», в ответе на которую указано, что составлен дефектный акт и определен объем необходимых работ, однако сроки окончания работ не указаны. На момент подачи искового заявления никакие работы не проводятся, в связи с чем Алиева С.С. обратилась в суд с указанными требованиями.
Истец Алиева С.С., представитель истца Хизриева А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Абасов Т.М., исковые требования в части взыскания с МКУ «УЖКХ <адрес>» компенсации морального вреда не признал, просил суд в удовлетворении указанных требований отказать. Относительно требований истца об обязании МКУ «УЖКХ <адрес>» произвести работы по приведению тротуара, расположенного по <адрес> в надлежащее состояние, представитель ответчика пояснил, что МКУ «УЖКХ <адрес>» по обращению Алиевой С.С., составлен дефектный акт и разработана проектно-сметная документация, которая направлена в Администрацию ГО «<адрес>», в настоящее время ответчик ожидает поступления средств из бюджета муниципального образования для начала работ по устранению указанных недостатков тротуарной дорожки на <адрес>.
Представители третьего лица Администрации ГО «<адрес>» не явились в судебное заседание, об уважительных причинах неявки не сообщали. Каких-либо ходатайств, возражений в адрес суда от представителей Администрации ГО «<адрес>» не поступало.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия не явившихся представителей Администрации ГО «<адрес>».
Выслушав доводы участников судебного заседания и изучив представленные сторонами доказательства и письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу положений статьи. 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к связи и информации. Такие меры включают в себя выявление и устранение препятствий и барьеров, препятствующих доступности зданий, дорог, транспорта и других внутренних и внешних объектов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Как следует из п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа также относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр, покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0.01 м. покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
В местах изменения высот пешеходных поверхностей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными согласно п. 5.4 (п. 5.1.8 СП 59.13330.2020).
В судебном заседании установлено, что Алиевой С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бессрочно установлена первая группа инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №.
Согласно ответу МКУ «УЖКХ <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что по обращению Алиевой С.С. по вопросу благоустройства тротуара по <адрес>, ответчиком составлен дефектный акт и определен объем необходимых работ, разрабатывается проеткно-сметная документация для последующего изыскания средств в бюджете городского округа «<адрес>».
Из содержания письма МКУ «УЖКХ <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, во исполнение поручения главы ГО «<адрес>», ответчиком разработана проектно-сметная документация на устройство тротуарной дорожки по <адрес> решения поручения направляется просьба изыскать средства.
Ответом Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что при уточнении бюджета ГО «<адрес>» на 2022 год Финансовым управлением будет рассмотрена возможность включения в проект решения о внесении изменений в бюджет 2022 года выделения дополнительных средств на устройство тротуарной дорожки по <адрес> для маломобильных граждан.
Как следует из представленных фотографий тротуар по <адрес> не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно: покрытие тротуара на большей части обозреваемого участка неровное, с резкими перепадами высот, представляет собой открытый грунт с проросшей растительностью.
Пунктом 1. ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ и ст.11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное действительное право гражданина.
Истцом представлены доказательства, подтверждающие несоответствие тротуара по <адрес> установленным нормами законодательства Российской Федерации стандартам в области обеспечения доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения, тем самым нарушаются права истца Алиевой С.С. При этом, как следует из приведенных норм законодательства, обязанность по утверждению правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами в пределах городского округа «<адрес>» возложена на органы местного самоуправления и находится в ведении Администрации ГО «<адрес>» и МКУ «УЖКХ <адрес>». Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались, при этом ответчиком не представлено каких-либо доказательств, указывающих на устранение нарушения прав Алиевой С.С. и устранение выявленного несоответствия тротуара по <адрес> стандартам СП 59.13330.2020.
На основании изложенного суд считает исковые требования Алиевой С.С. в части обязания МКУ «УЖКХ <адрес>» произвести работы по приведению тротуара, расположенного по адресу: РД, <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за защитой нарушенного права, суд находит установленным, что истец Алиева С.С. испытала физические и нравственные страдания в связи с несоответствием тротуара, расположенного по адресу: РД, <адрес>, требованиям СП 59.13330.2020, что нарушает ее права на доступность для инвалидов транспортной инфраструктуры, предоставляемых услуг и получение равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Определяя сумму компенсации причиненного морального вреда, суд учитывает степень вины ответчика, выразившейся в бездействии, связанном с неустранением нарушений требований СП 59.13330.2020 в отношении тротуара по <адрес>. Также суд принимает во внимание, что ответчиком по обращению Алиевой С.С., на момент рассмотрения гражданского дела, предприняты действия, направленные на устранение указанных нарушений.
На основании изложенного, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика МКУ «УЖКХ <адрес>» компенсации морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алиевой С. С. к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» об обязании произвести работы по приведению тротуара в надлежащее состояние, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» произвести работы по приведению тротуара, расположенного по адресу: РД, <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Р.И. Джамалдинова