Решение от 26.08.2021 по делу № 66а-3539/2021 от 14.07.2021

УИД №S0№-31

Дело № 66а-3539/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                            26 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бузмакова С.С.,

судей Корпачевой Е.С., Ковалёвой Ю.В.

при секретаре Молчановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело                             № 3а-24/2021 по административному исковому заявлению Спиридонова Михаила Сергеевича о признании недействующим в части постановления Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»

по апелляционной жалобе Спиридонова Михаила Сергеевича на решение Ивановского областного суда от 30 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

    Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С., объяснения относительно доводов апелляционной жалобы представителя административного истца Спиридонова М.С. по доверенности Сенягина М.Ю., возражения по доводам апелляционной жалобы представителя заинтересованного лица – администрации города Иваново по доверенности Киршиной Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Ивановской области от                                             25 августа 2008 года № 225-п (далее также постановление № 225-п) утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в указанной редакции размер арендной платы за пользование земельными участками устанавливается на основе Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 к данному Порядку (далее - Методика). Значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории городского округа Иваново Ивановской области, и земельными участками Ивановской области, определяются приложением 2 к настоящему Порядку. Значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку за пользование неразграниченными земельными участками, за исключением земельных участков, находящихся на территории городского округа Иваново Ивановской области, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области.

Постановлением Правительства Ивановской области от                                         21 декабря 2016 года № 427-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» утверждено Приложение 1 к Порядку, в котором приведена Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками, предусматривающая формулу расчета арендной платы за год за пользование земельным участком, исчисляемая исходя из кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1) либо исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (пункт 2), с применением корректирующего коэффициента (Ккор) в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка и коэффициента (К), соответствующего произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.

Признано утратившим силу Приложение 2 к Порядку (значения корректирующего коэффициента).

Абзацы второй и третий пункта 2 Порядка изложены в следующей редакции:

«Значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с Приложением 1 к настоящему Порядку за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки.

При определении годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, применяются корректирующие коэффициенты, установленные для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки».

Постановление № 427-п размещено на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru                                                      21 декабря 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 декабря 2016 года и действует в настоящее время в редакции постановления Правительства Ивановской области от 28 февраля 2017 года № 49-п, которым в него внесены изменения: в абзацах первом и третьем пункта 2 цифры «01.03.2017» заменены цифрами «01.04.2017».

Указанное постановление также размешено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 марта 2017 года.

Спиридонов М.С., владеющий на праве аренды земельными участками с кадастровыми номерами № и №, расположенными на территории города Иваново, обратился в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 2 Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением № 225-п в редакции постановлений Правительства Ивановской области от 21 декабря 2016 года № 427-п, от 28 февраля 2017 года № 49-п в той части, которой этим пунктом определено, что значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с Приложением 1 к указанному Порядку устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки.

Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Ивановской области вышло за пределы своих полномочий, незаконно передав органам местного самоуправления право определения размера арендной платы, и нарушило основные принципы определения арендной платы, поскольку предусмотренный в формуле расчета арендной платы корректирующий коэффициент, конкретные значения которого устанавливаются органом местного самоуправления, не согласуется с принципом экономической обоснованности и приводит к взиманию с арендаторов и пользователей земельных участков платы в более высоком размере.

Нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом связывал с наличием в производстве Арбитражного суда Ивановской области дел по искам администрации города Иваново о взыскании с него неосновательного обогащения в общей сумме 1 129 137,97 рублей за пользование указанными земельными участками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер которого определен на основании оспариваемого Порядка определения размера арендной платы с учетом применения в расчете корректирующих коэффициентов, установленных решением Ивановской городской Думы от                   1 ноября 2006 года № 257 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Иваново, и размеров корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городского округа <адрес>, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Иваново, предоставленные в аренду без торгов».

По мнению административного истца, в нарушение части 3                               статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятие оспариваемого нормативного правового акта субъекта Российской Федерации направлено на преодоление апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку установленные решением Ивановской городской Думы и примененные к нему в расчетах значения корректирующих коэффициентов по размерам сопоставимы с корректирующими коэффициентами в строках 9.1 и 13.1 приложения 2 к утвержденному постановлением № 225-п Порядку, которые признаны не соответствующими закону указанным судебным актом.

Решением Ивановского областного суда от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Спиридонов М.С. ставит вопрос об отмене судебного решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления.

Указывает на то, что суд первой инстанции неверно установил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также дал ненадлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам. Судом неверно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.

Относительно доводов апелляционной жалобы администрацией города Иваново, Правительством Ивановской области, а также участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного акта.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Правительства Ивановской области о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещен своевременно и в надлежащей форме.

На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившегося представителя Правительства Ивановской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам установила следующее.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 2 Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п (далее - Порядок определения размера арендной платы), размер арендной платы за пользование земельными участками, указанными в пункте 1 настоящего Порядка устанавливается на основе Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 (далее - Методика), с учетом пунктов 5, 6, 7, 8, 10, 11 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 1 Методики арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается ежегодно по формуле:                   АП = КСЗУ x Ккор. x К, где АП - арендная плата за год, руб.;                                        КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;                                                 Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка; К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.

Абзацем 3 пункта 2 указанного Порядка определения арендной платы (в редакции постановлений от 21 декабря 2016 года № 427-п, от                                                  28 февраля 2017 года № 49-п, действующих с 1 апреля 2017 года) предусмотрено, что значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки.

Решением Ивановской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 257 утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа Иваново (пункт 2), а также утверждены размеры корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городского округа Иваново, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Иваново, согласно приложению № 2 (пункт 3).

Таким образом, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации,                                         статьями 42, 60 Устава Ивановской области, статьей 10 Закона Ивановской области от 6 мая 2011 года № 42-ОЗ «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области», частями 1.1, 1.4 статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года                № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации», суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый правовой акт (в приведенных редакциях) принят уполномоченным органом – Правительством Ивановской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие.

При этом суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из того, что органам местного самоуправления предоставлено лишь право определения значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, находящимися на территории соответствующих муниципальных образований, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области переданы не были.

Кроме того, по мнению административного истца, установление корректирующего коэффициента нарушает принцип экономической обоснованности при определении арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года              № 582).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

К числу таких принципов относятся, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Включение в приведенные в Методике расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 к Порядку, формулы расчета арендной платы, различных коэффициентов, в том числе Ккор. - корректирующего коэффициента, устанавливаемого и дифференцируемого в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка, влияющего прямо пропорционально на величину арендной платы, административным истцом не оспаривается и, как правильно указал, суд первой инстанции является реализацией дискреционных полномочий органов власти субъекта Российской Федерации по регламентации земельных участков и в том случае, если такая формула не противоречит принципам определения арендной платы, само по себе не является нарушением требований федерального законодательства.

В свою очередь, при установлении органами местного самоуправления соответствующих коэффициентов, в рамках, делегированных им Правительством Ивановской области оспариваемым в части постановлением от 25 августа 2008 года № 225-п полномочий, как верно отметил суд первой инстанции, они также обязаны действовать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О.

Вопрос о несоответствии конкретных значений корректирующего коэффициента - Ккор. принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от                   16 июля 2009 года № 582, как верно указал суд первой инстанции, выходит за рамки рассмотрения настоящего административного дела, поскольку он установлен нормативным правовым актом органа местного самоуправления – решением Ивановской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 257 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Иваново, и размеров корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городского округа Иваново Ивановской области, и земельные участки, находящиеся в собственности городского округа Иваново, предоставленные в аренду без торгов», подлежащим самостоятельному оспариванию.

При этом судебная коллегия учитывает, что финансово-экономические обоснования значений корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах государственного округа Иваново Ивановской области, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Иванова, выполнены экспертами-оценщиками ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и от                                   ДД.ММ.ГГГГ на основании муниципального контракта от                                             ДД.ММ.ГГГГ №. Заключения экспертов-оценщиков ООО «<данные изъяты>», в том числе в части определения корректирующего коэффициента - Ккор., никем не оспаривались и недостоверными не признавались.

Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Ивановской области, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административными истцами нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы повлекли отмену решения суда, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что принятие оспариваемого в части нормативного парового акта субъекта Российской Федерации направлено на преодоление апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от                          ДД.ММ.ГГГГ №, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции, который нашел их несостоятельными, подробно изложив мотивы этого в оспариваемом судебном решении, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии нет.

Вопреки утверждению в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам административного истца о незаконности оспариваемого положения, обжалуемое решение должным образом мотивировано, в нем отражены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, указанные в части 8                                 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.

Апелляционная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенными судом оценкой обстоятельств дела и толкованием норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного решения не установлено.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░░░        ░░░░░ ░░░░░

░░░░░                ░░░░░░░        ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-3539/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИП Спиридонов Михаил Сергеевич
Прокуратура Ивановской области
Ответчики
Правительство Ивановской области
Другие
Администрация г. Иваново
Сенягин Максим Юрьевич
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Корпачева Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
14.07.2021Передача дела судье
26.08.2021Судебное заседание
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Передано в экспедицию
26.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее