Дело №а-4695/20 02 сентября 2020 года
47RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ФИО11 городской суд <адрес> в составе
Председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.
при секретаре: ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по <адрес>, ФИО5 по ЛО, судебному приставу-исполнителю ФИО3 о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по <адрес>, ФИО5 по ЛО, судебному приставу-исполнителю ФИО3 о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия.
В обоснование требований указал, что судебным приставом-исполнителем ФИО4 В.С. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в рамках гражданского дела № о обеспечительных мерах в виде наложения ареста на имущество ООО «СнабСтройПроект».
Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ направлено ходатайство об истребовании из ИФНС по ФИО10 <адрес> заверенной копии регистрационного дела. В установленные законом сроки судебным приставом-исполнителем ФИО4 В.С. данное ходатайство рассмотрено не было. Указанный запрос за № был составлен ДД.ММ.ГГГГ, но направлен не был.
Административный истец полагает, что указанными действиями нарушены права и законные интересы, выразившееся в не надлежащем исполнении обязанностей по рассмотрению поступившего от взыскателя ходатайства.
Обязательность рассмотрения ходатайств сторон в рамках возбужденного исполнительного производство предусмотрена действующим законодательством. Не рассмотрение указанного ходатайства привело к увеличению сроков рассмотрения гражданского дела, чем и нарушены права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям изложенным в письменном возращении на иск.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о слушании по делу уведомлены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
В соответствие ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Главой 22 КАС РФ, предусмотрено рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Задачами исполнительного производства согласно статье 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исходя из положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
При этом, как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
При этом в силу статьи 4 названного Закона в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен обеспечить соблюдение принципов законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно ч.5. ст. 64.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в производстве ФИО5 по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП в рамках гражданского дела № о обеспечительных мерах в виде наложения ареста на имущество должника ООО «СнабСтройПроект», взыскателем по исполнительному производству является ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ, административный истец направил в ФИО5 по ЛО ходатайство об истребовании из ИФНС по ФИО10 <адрес> сведений об открытых счетах ООО «СнабСтройПроект».
Согласно ч.5. ст. 64.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Как следует из копии материалов исполнительного производства, истребованных судом в материалы настоящего административного дела подтверждается, что судебным приставом- исполнителем ФИО4 В.С. после возбуждения исполнительного производства, запрос посредством электронного документооборота в ИФНС ФИО10 <адрес> о предоставлении сведений о банковских счетах был направлен ДД.ММ.ГГГГ. Тогда, как предметом ходатайства административного истца, являлось истребование копий регистрационного дела в отношении ООО «СнабСтройПроект».
Таким образом, суд усматривает и материалами дела подтверждается факт бездействия судебного пристава-исполнителя по направлению запроса в ИФНС ФИО10 <адрес> об истребовании регистрационного дела ООО «СнабСтройПроект».
Доказательства направления запроса об истребовании регистрационного дела ООО «СнабСтройПроект» суду не представлено, копия запроса либо ответ на ходатайство в материалах исполнительного производства отсутствует.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт бездействия судебного пристава-исполнителя по направлению запроса в ИФНС ФИО10 <адрес> об истребовании заверенной копии регистрационного дела ООО «СнабСтройПроект».
Поскольку судом в ходе судебного рассмотрения, испрашиваемые регистрационные дела были запрошены и представлены в материалы настоящего дела, административный истец ознакомлен с указанными документами, суд не находит оснований к удовлетворению требований в части повторного истребования сведений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО4 В.С. выразившееся в не направлении в рамках исполнительного производства 232738/19/47021-ИП запросов в ИФНС по ФИО10 <адрес>.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.