Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 07 ноября 2016 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-783/16 по административному исковому заявлению Шеленкова А. А.ича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Шеленков А.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости: трехкомнатной квартиры общей площадью 88,5 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> расположенной по адресу: <данные изъяты>
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке рыночной стоимости <данные изъяты>
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки данного объекта недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости, и, соответственно, нарушают его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца полностью поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований об установления кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу жилого помещения в размере рыночной стоимости, удовлетворение требований об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере, определенном в представленном административным истцом отчете об оценке, – полагал на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах суд считает возможным на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 402 НК РФ.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 НК РФ.
Законом Московской области от 18 октября 2014 года №136/2014-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2015 года.
Учитывая порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории Московской области, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности физического лица - собственника данного объекта недвижимости.
В силу статьи 3 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Закона.
В соответствии с абз. 2 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости – согласно абз. 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ – является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что Шеленков А.А. является собственником объекта недвижимости: трехкомнатной квартиры, назначение: жилое, общая площадь 88,5 кв. м, этаж 3, кадастровый номер <данные изъяты> адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>
Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права (л. д. 11).Как следует из представленной суду кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу жилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 01 августа 2015 года, утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года №13ВР-1998 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков, а также объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых была определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области» и составила 6 608 461,38 руб. (л. д. 12).
В подтверждение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> административным истцом представлен отчет №079/2016 от 23 мая 2016 года, подготовленный <данные изъяты>
Согласно данному отчету итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки составляет <данные изъяты>
Исследовав отчет №079/2016 от 23 мая 2016 года суд приходит к выводу о его соответствии Федеральному закону №135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки.
Так, представленный отчет об оценке соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке объекта оценки, содержащимся в статье 11 Федерального закона №135-ФЗ. В нем указана дата проведения оценки объекта оценки (л. д. 18, 21), используемые стандарты оценки (л. д. 21), цели и задачи проведения оценки объекта оценки (л. д. 20), а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Содержатся дата составления и порядковый номер отчета (л. д. 14, 18); основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки (л. д. 18); сведения об оценщиках, проводивших оценку (л. д. 23 - 24); цель оценки; точное описание объекта оценки (л. д. 34 - 46), стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки (л. д. 27), перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения (л. д. 82 - 85); последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина (70 - 79), ограничения и пределы применения полученного результата (л. д. 18); дата определения стоимости объекта оценки (л. д. 18); перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки (л. д. 46).
Отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиками, которые провели оценку (л. д. 81), а также скреплен печатью юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки содержатся в Федеральном стандарте оценки, утвержденном Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года №297 (ФСО №1).
В соответствии с п. 11 ФСО №1 Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Пунктом 24 ФСО №1 предусмотрено, что оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
Из отчета следует, что итоговая величина рыночной стоимости спорного объекта недвижимости рассчитана в процессе проведения оценки с применением сравнительного подхода, при этом в отчете подробно проанализированы достоинства и недостатки каждого из подходов и приведены обоснования применения или отказа от применения того или иного подхода к оценке объекта оценки и их методов. В том числе в отчете обоснована нецелесообразность применения доходного подхода для оценки принадлежащего административному истцу объекта недвижимости – квартиры. В рамках сравнительного подхода использовался метод сравнения продаж (л. д. 68 - 69).
В отчете описана последовательность применения метода сравнения продаж, выбор объектов-аналогов, введение корректировок стоимости объектов-аналогов, приведен расчет рыночной стоимости объекта оценки методом сравнения продаж, указана итоговая рыночная стоимость объекта оценки (л. д. 70 - 79).
Согласно положениям ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае участвующими в деле лицами не заявлено о наличии иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд, оценив представленные доказательства рыночной стоимости принадлежащей административному истцу квартиры с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному отчету об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного отчета у суда не возникает.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Шеленкова А.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере рыночной, определенной в отчете об оценке в размере <данные изъяты> - подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
В данном случае заявление Шеленкова А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости поступило в суд 06 сентября 2016 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Шеленкова Александра Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> поданное в Московский областной суд 06 сентября 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – 3-комнатной квартиры, назначение: жилое, общая площадь 88,5 кв. м, этаж 3, кадастровый номер <данные изъяты> адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты> - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года, в размере <данные изъяты>
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи заявления в суд «06 сентября 2016 года» – в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.