Решение по делу № 12-2/2023 (12-103/2022;) от 09.11.2022

Дело № 12-2/2023г.

(УИД 65RS0001-01-2022-010790-97)

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2023 года                                                     г. Холмск

     Судья Холмского городского суда Сахалинской области Фимушкин П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федотова М.А. на постановление руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области -ПВ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

      Постановлением руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области № 187-ПВ от 19 октября 2022 года Федотов М.А., как должностное лицо (генеральный директор АО «Управление по обращению с отходами»), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

     Не согласившись с названными постановлением, Федотовым М.А. подана жалоба, в которой её автор просит отменить обжалуемое постановление, указав, что Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства ЖКХ Сахалинской области от 08.11.2021 года № 3.10-35-п, согласно которой, размещение ТКО на территории Холмского ГО осуществляется на полигоне (свалке), расположенном восточнее ул. Железнодорожной, 65:08:0000039:908, площадью 50500 кв.м., вместимостью 75000т., 47.056622, 142.119769. Участок 65:08:0000039:908, площадью 25000 кв.м. использовавшийся Обществом по договору аренды № 36 от 01.06.2020 года был выделен из участка 65:08:0000039:378, площадью 50500 кв.м., который Общество использовало на основании договора аренды № 14 от 20.04.20 года, вследствие чего часть свалки (полигона) была фактически выведена за пределы участка с кадастровым номером 65:08:0000039:908, что не было принято во внимание при вынесении постановления, из которого следует, что Общество разместило за пределами земельного участка с кадастровым номером 65:08:0000039:908 ТКО на общей площади 4,6 га. При смене арендуемого Обществом участка, часть свалки (полигона) оказалось за пределами участка 65:08:0000039:908 постольку, поскольку в рамках ранее действующего соглашения (договор № 14 от 20.04.2010 года) земельный участок был большей площадью, а предоставленный участок позднее (договор № 36 от 01.06.2020 года) меньшей и находится в границах ранее предоставленного, в этом вины Общества нет. В договорах аренды указано, что арендуемый участок будет, и должен, использоваться в качестве свалки (полигона) ТКО. Такие обязанности выполнялись и выполняются Обществом в строгом соответствии условиям договора. В соответствии с распоряжением Администрации МО «Холмский ГО» № 559 от 17.05.2010 года Обществу был передан участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения. Категория земель подтверждается выпиской из ЕГРН и установлено Холмским городским судом Сахалинской области Сахалинской области в ходе рассмотрения дела № 2а-2002/2018. Однако, когда, и при каких обстоятельствах, переданный земельный участок был переведен из категории земель промышленности в земли лесного фонда административным органом не установлено. Доказательств размещения ТКО за пределами участка 65:08:0000039:908 в настоящее время административным органом не представлено. Общество размещает ТКО только в пределах участка 65:08:0000039:908.

     Административный орган по формальным признакам, без изучения всех обстоятельств дела, заключил о виновности заявителя, первопричина нарушения не исследовалась. Общество не выбирает участки для размещения ТКО. Прямая обязанность органов местного самоуправления организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Общество руководствуется территориальной схемой, и нарушение схемы недопустимо. Общество использовало участок легально, арендуя земельный участок. У Общества и генерального директора не было оснований усомниться в том, что предоставленный земельный участок не предназначен для использования в качестве свалки (полигона) для размещения ТКО, или в дальнейшем будет передан другой участок в аренду. Перечисленные обстоятельства полностью исключают вину Общества, а соответственно и Федотова М.А. В соответствии с условиями договора № 14 от 20.04.2010 года Общество не обязано производить рекультивацию арендуемого участка, или производить иную очистку. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

     Он не является должностным лицом, выполнения должностных обязанностей которого могло повлиять на события вменяемого административного правонарушения. 27 октября 2021 года (приказ № 303/л от 27.10.2021 года) на должность начальника участка ТБО «Холмск» назначен Зинаков Д.В., который, в силу свой должностной инструкции (пункты 2.2, 2.3, 2.5), при наличии события административного правонарушения, должен нести административную ответственность за такое нарушение, поскольку в его прямые обязанности входит организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, которые он осуществляет на полигоне (свалке), расположенном по адресу Сахалинская область Холмский ГО, восточнее ул. Железнодорожной, 65:08:0000039:908.

     При рассмотрении жалобы Федотов М.А., его защитник Салтук М.В. при рассмотрении жалобы не участвовали, о дате, времени и месте её рассмотрения извещены надлежащим образом, в порядке, установленном ст.25.15 КоАП РФ, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы и иных заявлений не заявляли, в связи с чем, судья, не признавая обязательным присутствие Федотова М.А., Салтука М.В. при рассмотрении дела, считает возможным, в силу ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, ее рассмотрение в отсутствии не явившихся Федотова М.А., Салтука М.В.

     Представитель административного органа, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в порядке, установленном ст.25.15 КоАП РФ, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя административного органа.

     Старший помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ткаченко О.А., участвующая при рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи, просит обжалуемое Федотовым М.А. постановление административного органа оставить без изменения, а жалобу Федотова М.А. без удовлетворения, поддержав представленные в адрес суда возражения, согласно которым, в ходе прокурорской проверки, по публикации СМИ «В Холмске горит свалка», по факту возгорания ДД.ММ.ГГГГ отходов на свалке ТБО в г. Холмске, было установлено, что АО «Управление по обращению с отходами», руководителем которого является Федотов М.А., осуществляя свою деятельность по обращению с отходами на участке с кадастровым номером 65:08:0000039:908, площадью 25000 кв.м. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, нарушает нормы действующего федерального законодательства Российской Федерации, а именно допустило загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса в выделах 1, 4, 11, 14, 17, 19 квартала 77 Холмского часть 1 участкового лесничества Холмского лесничества, то есть Обществом допущено захламление лесного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 65:08:0000039:908.

      В дополнение к возражению, прокурор Ткаченко О.А. показала, что земельный участок с кадастровым номером 65:08:0000039:378 вообще не сформирован, в реестре не числится. Земельный участок с кадастровым номером 65:08:0000039:908 был принят Обществом без претензий и возражений. Свалка фактически находится за пределами предоставленного в аренду земельного участка. Также установлено, что мусор разлетается за пределы свалки. Федотов М.А. является надлежащим должностным лицом, наделённым распорядительными полномочиями.

     Выслушав прокурора Ткаченко О.А., исследовав материалы дела, проверив, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, дело в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

    Административная ответственность по ч.2 ст.8.31 КоАП РФ наступает за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.

     Согласно ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч.1).

     Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (ч.7).

     Из материалов дела следует, что АО «Управление по обращению с отходами» является Региональным оператором по обеспечению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области (сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение).

      Согласно заключенного 10 июня 2020 года с МО «Холмский ГО» договора № 36, АО «Управление по обращению с отходами» для размещения объекта «Холмская городская свалка» предоставлен, в аренду на десять лет, земельный участок общей площадью 25000кв.м. по адресу Сахалинская область Холмский район г. Холмск, ул. Железнодорожная с кадастровым номером 65:08:0000039:908.

     В связи с публикацией 28 августа 2022 года в СМИ «На Холмской свалке пожар» Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании решения № 178 от 29 августа 2022 года, в отношении АО «Управление по обращению с отходами» проведена проверка соблюдения названным юридическим лицом законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, лесного законодательства.

       Согласно акта проверки от 01 сентября 2022 года, в ходе обследования территории свалки ТБО г. Холмска, расположенной на земельном участке 65:08:0000039:908, обнаружено тление свалки с южной стороны. Общая площадь возгорания отходов составляет 500 кв.м. Площадь участка земель лесного фонда (квартал 77 Холмского участкового лесничества), занятого отходами составляет 20000 кв.м. Вокруг полигона обнаружено разлетание отходов на прилегающую территорию, в том числе на земли лесного фонда. Минерализованная полоса на границе земельного участка 65:08:0000039:908 и земель лесного фонда 77 квартала Холмского участкового лесничества отсутствует. По состоянию на 01 сентября 2022 года на землях лесного фонда продолжают тлеть отходы, одиночные фрагменты открытого огня отсутствуют.

     Согласно преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

     Нормами названного Федерального закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст.3).

     Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (ст.34).

     В силу ч.ч.1, 2 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

     Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

     В соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (ч.1 ст.50.7).

     Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (ч.1 ст.60.12).

     Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах (ч.1 ст.60.2).

     Правилами санитарной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, установлено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (п.1).

      Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах (п.2).

     В лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (п.п.«а» п.20).

     При рассмотрении дела установлено, что, АО «Управление по обращению отходами», руководителем которого, на основании Приказа п от ДД.ММ.ГГГГ, является Федотов М.А. допущено загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса в выделах 1, 4, 11, 14, 17, 19 квартала 77 Холмского участкового лесничества.

     Указанные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, в том числе документальными доказательствами.

     Проанализировав фактические обстоятельства дела и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора АО «Управление по обращению с отходами» Федотова М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.

     Исследованные при рассмотрении дела доказательства неопровержимо устанавливают виновность Федотова М.А. как руководителя Общества в нарушении требований к охране окружающей среды, при этом доводы рассматриваемой жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку основаны на субъективной трактовке фактических обстоятельств дела и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении.

     Более того, доводы автора жалобы, положенные в ее основу, со ссылкой на территориальную схему, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ по использованию земельного участка с кадастровым номером 65:08:0000039:378, нельзя признать состоятельными, поскольку они не основаны на законе, в силу которого АО «Управление по обращению с отходами», осуществляя свою деятельность на земельном участке с кадастровым номером 65:08:0000039:908, при том, что земельный участок с кадастровым номером 65:08:0000039:378, в установленном законом порядке, не оформлен, обязано было, в силу вышеприведенных норм, соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, лесного законодательства, что не было надлежащим образом соблюдено Обществом, что и привело к совершению рассматриваемого административного правонарушения.

      Также несостоятелен, как не основанный на законе, довод Федотова М.А., утверждающего о необходимости привлечения к административной ответственности по рассматриваемому административному составу, при его наличии, вместо него начальника участка ТБО «Холмск» ФИО, поскольку именно Федотов М.А. является руководителем юридического лица (АО «Управление по обращению с отходами»), ответственного за деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области, который был наделен, в соответствии с требованиями действующего законодательства, необходимыми для этого полномочиями.

     Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, применения положений ст.2.9 КоАП РФ, а также ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, и ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, не установлено.

     Наказание Федотову М.А. по административному составу, в совершении которого он признан виновным, было назначено правильно должностным лицом административного органа, в виде предусмотренного санкцией ч.2 ст.8.31 КоАП РФ вида наказания (административный штраф).

     Указанный вид наказания назначен Федотову М.А. в соответствии с требованиями частей 1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ, то есть в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное Федотовым М.А. административное правонарушение, учитывая при этом характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

    Назначенное в пределах санкции ч.2 ст.8.31 КоАП РФ Федотову М.А. наказание, в его минимальном размере, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

     Учитывая, что при рассмотрении дела каких-либо нарушений закона, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, допущено не было, оснований для удовлетворения жалобы Федотова М.А. не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

      Постановление руководителя структурного подразделения агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области -ПВ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении генеральный директор АО «Управление по обращению с отходами» Федотова М. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Федотова М.А. на указанное постановление, без удовлетворения.

      Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд или непосредственно в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

     Судья                                                      П.Е. Фимушкин

12-2/2023 (12-103/2022;)

Категория:
Административные
Ответчики
Федотов Максим Александрович
Другие
Салтук Максим Владиславович
Суд
Холмский городской суд Сахалинской области
Судья
Фимушкин П.Е.
Статьи

8.31

Дело на странице суда
holmskiy.sah.sudrf.ru
09.11.2022Материалы переданы в производство судье
14.11.2022Истребованы материалы
25.11.2022Поступили истребованные материалы
10.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
03.02.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее