Решение по делу № 33-240/2024 (33-4448/2023;) от 21.12.2023

Судья Васильев Д.В. № 33-240/2024 (33-4448/2023)

10RS0007-01-2023-000493-51

2-277/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Евтушенко Д.А.,

при ведении протокола помощником судьи Касьяновой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 года по иску Егорова В. О. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании произвести перерасчет начисленной компенсации за неиспользованный отпуск, выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, и о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Егоров В.О. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ он состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности (...), за выполнение трудовых функций ему установлена часовая тарифная ставка в размере 101,32 рублей/час, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 4%. При этом в отрасли жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее – ФОТС) на 2023-2025 годы, которое заключено ХХ.ХХ.ХХ прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поскольку ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не предоставило в установленные ч.9 ст.48 Трудового кодекса РФ сроки мотивированный письменный отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ, ФОТС распространяет свое действие на ответчика. Исходя из положений ФОТС тарифный коэффициент по ставке 4 разряда составляет 1,352 по соотношению к тарифному коэффициенту первого разряда, соответственно, часовая тарифная ставка по должности истца должна составлять 133,56 рублей/час. Также согласно подп. «б» п.2.8.2.1 доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада) работника. Истец полагает, что заработная плата начислена ему без учета указанных положений. По изложенным в иске основаниям, истец просил суд взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с ХХ.ХХ.ХХ в сумме 66914,29 рублей; обязать ответчика произвести перерасчет начисленной компенсации за неиспользованный отпуск; обязать ответчика произвести выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Егорова В.О. взыскана недоначисленная заработная плата за ХХ.ХХ.ХХ и недоначисленная в ХХ.ХХ.ХХ компенсация за неиспользованный отпуск в общей сумме 72726,35 рублей, а также компенсация морального вреда в сумме 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу бюджета Лоухского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 2681,79 рублей.

С постановленным по делу решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, обращает внимание, что установленная истцу часовая тарифная ставка и персональная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не нарушала его права и законные интересы, поскольку соответствовала действующему законодательству, была установлена исходя из требований к его квалификации, особенностей трудового процесса по должности. Заключая трудовой договор, истец был ознакомлен с предложенными условиями труда, размером заработной платы и добровольно подписал договор, согласившись со всеми условиями. Указывает, что проект расчета заработной платы, представленный стороной ответчика, не является признанием исковых требований. Кроме того, полагает, что работодатель обязан обеспечить выполнение показателей по минимальной месячной тарифной ставке рабочих первого разряда, не менее законодательно установленного МРОТ, а установление повышенной минимальной месячной тарифной ставки является правом работодателя исходя из его финансового и экономического положения, при этом указанная в приложении №3 ФОТС тарифная сетка оплаты труда является рекомендуемой. Также судом первой инстанции не было принято во внимание, что при установлении требуемого истцом должностного оклада, должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже, что приведет к дискриминации по отношению к иным работникам. Указывает, что при установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей на период 2023-2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению, поскольку факт причинения моральных страданий и вреда здоровью истцом не доказан.

Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, заблаговременно извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью первой ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Частью первой ст.129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Частью первой ст.135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно части второй ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть пятая ст.135 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст.143 Трудового кодекса РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая ст.143 Трудового кодекса РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1).

В соответствии с частью восьмой ст.45 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В части второй ст.46 Трудового кодекса РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов)).

Согласно части третьей ст.48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой ст.48 Трудового кодекса РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Егоров В.О. на основании трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ принят на работу ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность (...) (...) ((.....)) ((...)

Согласно п.4.2 настоящего трудового договора работнику устанавливается заработная плата в размере часовой тарифной ставки 95,46 рублей в час, также работнику производятся выплаты компенсационного характера: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 4%, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями – 40% и 80%, доплата за работу в ночное время – 40%. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, локальными нормативными актами (п.4.4).

На основании дополнительного соглашения от ХХ.ХХ.ХХ к трудовому договору от ХХ.ХХ.ХХ с ХХ.ХХ.ХХ часовая тарифная ставка Егорова В.О. составляет 101,32 рублей в час (...)

Как следует из материалов дела, приказом директора ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от ХХ.ХХ.ХХ (...) с ХХ.ХХ.ХХ на Предприятии утверждено Положение об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Согласно п.2.2 Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (...) на предприятии предусмотрена, в том числе, повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями), стимулирующие выплаты (п.3.2). Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания (п.3.3); размер должностного оклада не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п.3.4).

На основании вышеуказанного Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» истцу была начислена заработная плата: ХХ.ХХ.ХХ – 49163,71 рублей; ХХ.ХХ.ХХ – 36948,56 рублей, ХХ.ХХ.ХХ – 46248,12 рублей; ХХ.ХХ.ХХ – 42182,36 рублей, ХХ.ХХ.ХХ – 83604,52 рублей (...)

Вместе с тем, как следует из Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ХХ.ХХ.ХХ (...) ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» создано для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей (п.3); основной целью деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» отнесен к виду экономической деятельности «жилищно-коммунальное хозяйство».

На федеральном уровне социального партнерства ХХ.ХХ.ХХ заключено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 - 2025 годы (далее - ФОТС) между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства в лице их полномочных представителей: от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения, от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Согласно п.1.20 ФОТС оно вступило в силу с ХХ.ХХ.ХХ, действует ХХ.ХХ.ХХ года включительно. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.mintrud.gov.ru).

ХХ.ХХ.ХХ в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 01 июля 2022 года № 14-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к Федеральному отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ст.48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей (л.д.18).

Согласно п. 1.3. ФОТС настоящее Соглашение - правовой акт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Организации жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяет действие данное ФОТС, определены в п. 1.5 Соглашения и приложениях №№ 4,5 (в зависимости от вида экономической деятельности).

Согласно подп. 2.2 п. 2 Соглашения в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают:

а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда.

б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Из п. 2.3 ФОТС следует, что минимальная месячная тарифная ставка (далее - ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к данному Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов РФ.

Согласно приложению № 1 ММТС рабочих 1 разряда для Организаций ЖКХ составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.

Приложением №3 к Соглашению предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяются соотношением в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда. Так, тарифный коэффициент по ставке 4 разряда составляет 1,352.

Согласно подп. «б» п.2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами организации жилищно-коммунального хозяйства и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Егоров В.О. указывал, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в нарушение положений ФОТС на 2023 - 2025 годы, с ХХ.ХХ.ХХ не произвело повышение тарифной ставки, оклада, заработную плату начисляет и выплачивает не в полном объеме.

Согласно расчету истца заработная плата с учетом положений ФОТС должна рассчитываться с ХХ.ХХ.ХХ в размере часовой тарифной ставки для (...) 133,56 рублей ((...)), кроме того, доплата за работу с вредными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки, таким образом, ХХ.ХХ.ХХ Егорову В.О. не выплачена заработная плата в сумме 66 914,29 рублей (ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 65348,26 рублей, фактически начислено 49163,71 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 49128,73 рублей, фактически начислено 36948,56 рублей, ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 61469,67 рублей, фактически начислено 46248,12 рублей, ХХ.ХХ.ХХ быть начислено 56063,17 рублей, фактически начислено 42182,36 рублей, в ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 38139,41 рублей, фактически начислено 28692,20 рублей) ((...)

Данный расчет ответчиком проверен, контр-расчет ответчика является аналогичным, за исключением выплаты за ХХ.ХХ.ХХ, размер заработной платы вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск должен составлять 101863,87 рублей при фактически выплаченной заработной плате с компенсацией за этот период – 83604,52 рублей ((...)

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая вид деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», положения пп. 1.4, 1.5 ФОТС, пришел к выводу о том, что оно распространяет свое действие на ответчика, поскольку ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не представило в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению.

Разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции, установил, что заработная плата начислена и выплачена истцу без учета приведенных положений ФОТС, что, безусловно, нарушает его трудовые права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, руководствуясь расчетом стороны ответчика, взыскал в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с ХХ.ХХ.ХХ недоначисленную в ХХ.ХХ.ХХ компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 72726,35 рублей.

Установив нарушение трудовых прав истца действиями работодателя, выразившихся в не начислении причитающейся ему части заработной платы в установленный законом срок, руководствуясь ст.237 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции, с учетом принципов разумности и справедливости, пришел к выводу, что заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей являются чрезмерными, и взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

Оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести из взысканных сумм выплаты в страховые фонды и перечисления профсоюзных взносов, судом первой инстанции не установлено, поскольку данную обязанность ответчик выполняет в силу закона при выплате заработной платы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, исследованным судом доказательствам, оценка которым дана по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части первой ст.5 Трудового кодекса РФ).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст.5 Трудового кодекса РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС в соответствии с п. 1.21 ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС, в том числе в части оплаты труда работников.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФОТС действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС имеет прямое действие.

Доводы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает оплату труда, на которую влияют доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам и тарифам, утвержденным постановлениями Государственного комитета РК по ценам и тарифам, основанием для отмены решения суда не являются.

В силу ст. 45 Трудового кодекса РФ и п. п. 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ответчика, имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций жилищно-коммунального хозяйства установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС). В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на долгосрочный период до принятия ФОТС соответственно без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.

Согласно п. 1.21 ФОТС в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).

Таким образом, ответчик по причинам экономического характера был вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия положений Соглашения в части оплаты труда. Своим правом не воспользовался, условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения.

Утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

Так, в силу положений п. 1.22.1 ФОТС для Организаций жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1,4,5 к ФОТС), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой Организацией жилищно-коммунального хозяйства расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС, путем пересмотра системы оплаты труда в Организации жилищно-коммунального хозяйства (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).

Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28.11.2022 №№ 204 и 205, то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации истцам морального вреда, судебной коллегией отклоняется.

Из положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснений постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Таким образом, трудовым законодательством презюмируется необходимость возмещение морального вреда, причиненного работнику, любым нарушением его прав со стороны работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень их нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, поскольку в силу абзаца второго части второй ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Васильев Д.В. № 33-240/2024 (33-4448/2023)

10RS0007-01-2023-000493-51

2-277/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Евтушенко Д.А.,

при ведении протокола помощником судьи Касьяновой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 года по иску Егорова В. О. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании произвести перерасчет начисленной компенсации за неиспользованный отпуск, выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, и о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Егоров В.О. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее - ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ он состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности (...), за выполнение трудовых функций ему установлена часовая тарифная ставка в размере 101,32 рублей/час, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 4%. При этом в отрасли жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее – ФОТС) на 2023-2025 годы, которое заключено ХХ.ХХ.ХХ прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поскольку ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не предоставило в установленные ч.9 ст.48 Трудового кодекса РФ сроки мотивированный письменный отказ в Министерство труда и социальной защиты РФ, ФОТС распространяет свое действие на ответчика. Исходя из положений ФОТС тарифный коэффициент по ставке 4 разряда составляет 1,352 по соотношению к тарифному коэффициенту первого разряда, соответственно, часовая тарифная ставка по должности истца должна составлять 133,56 рублей/час. Также согласно подп. «б» п.2.8.2.1 доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада) работника. Истец полагает, что заработная плата начислена ему без учета указанных положений. По изложенным в иске основаниям, истец просил суд взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с ХХ.ХХ.ХХ в сумме 66914,29 рублей; обязать ответчика произвести перерасчет начисленной компенсации за неиспользованный отпуск; обязать ответчика произвести выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Егорова В.О. взыскана недоначисленная заработная плата за ХХ.ХХ.ХХ и недоначисленная в ХХ.ХХ.ХХ компенсация за неиспользованный отпуск в общей сумме 72726,35 рублей, а также компенсация морального вреда в сумме 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

С ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу бюджета Лоухского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 2681,79 рублей.

С постановленным по делу решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, обращает внимание, что установленная истцу часовая тарифная ставка и персональная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не нарушала его права и законные интересы, поскольку соответствовала действующему законодательству, была установлена исходя из требований к его квалификации, особенностей трудового процесса по должности. Заключая трудовой договор, истец был ознакомлен с предложенными условиями труда, размером заработной платы и добровольно подписал договор, согласившись со всеми условиями. Указывает, что проект расчета заработной платы, представленный стороной ответчика, не является признанием исковых требований. Кроме того, полагает, что работодатель обязан обеспечить выполнение показателей по минимальной месячной тарифной ставке рабочих первого разряда, не менее законодательно установленного МРОТ, а установление повышенной минимальной месячной тарифной ставки является правом работодателя исходя из его финансового и экономического положения, при этом указанная в приложении №3 ФОТС тарифная сетка оплаты труда является рекомендуемой. Также судом первой инстанции не было принято во внимание, что при установлении требуемого истцом должностного оклада, должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже, что приведет к дискриминации по отношению к иным работникам. Указывает, что при установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей на период 2023-2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению, поскольку факт причинения моральных страданий и вреда здоровью истцом не доказан.

Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, заблаговременно извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью первой ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Частью первой ст.129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Частью первой ст.135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно части второй ст.135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть пятая ст.135 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с положениями ст.143 Трудового кодекса РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая ст.143 Трудового кодекса РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1).

В соответствии с частью восьмой ст.45 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В части второй ст.46 Трудового кодекса РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов)).

Согласно части третьей ст.48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой ст.48 Трудового кодекса РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Егоров В.О. на основании трудового договора от ХХ.ХХ.ХХ принят на работу ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность (...) (...) ((.....)) ((...)

Согласно п.4.2 настоящего трудового договора работнику устанавливается заработная плата в размере часовой тарифной ставки 95,46 рублей в час, также работнику производятся выплаты компенсационного характера: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 4%, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями – 40% и 80%, доплата за работу в ночное время – 40%. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, локальными нормативными актами (п.4.4).

На основании дополнительного соглашения от ХХ.ХХ.ХХ к трудовому договору от ХХ.ХХ.ХХ с ХХ.ХХ.ХХ часовая тарифная ставка Егорова В.О. составляет 101,32 рублей в час (...)

Как следует из материалов дела, приказом директора ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от ХХ.ХХ.ХХ (...) с ХХ.ХХ.ХХ на Предприятии утверждено Положение об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

Согласно п.2.2 Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (...) на предприятии предусмотрена, в том числе, повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями), стимулирующие выплаты (п.3.2). Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания (п.3.3); размер должностного оклада не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п.3.4).

На основании вышеуказанного Положения об оплате труда работников ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» истцу была начислена заработная плата: ХХ.ХХ.ХХ – 49163,71 рублей; ХХ.ХХ.ХХ – 36948,56 рублей, ХХ.ХХ.ХХ – 46248,12 рублей; ХХ.ХХ.ХХ – 42182,36 рублей, ХХ.ХХ.ХХ – 83604,52 рублей (...)

Вместе с тем, как следует из Устава ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от ХХ.ХХ.ХХ (...) ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» создано для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей (п.3); основной целью деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.04.2016 № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» отнесен к виду экономической деятельности «жилищно-коммунальное хозяйство».

На федеральном уровне социального партнерства ХХ.ХХ.ХХ заключено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 - 2025 годы (далее - ФОТС) между работодателями и работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства в лице их полномочных представителей: от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения, от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения.

Согласно п.1.20 ФОТС оно вступило в силу с ХХ.ХХ.ХХ, действует ХХ.ХХ.ХХ года включительно. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.mintrud.gov.ru).

ХХ.ХХ.ХХ в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 01 июля 2022 года № 14-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к Федеральному отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ст.48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей (л.д.18).

Согласно п. 1.3. ФОТС настоящее Соглашение - правовой акт в сфере жилищно-коммунального хозяйства, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Организации жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяет действие данное ФОТС, определены в п. 1.5 Соглашения и приложениях №№ 4,5 (в зависимости от вида экономической деятельности).

Согласно подп. 2.2 п. 2 Соглашения в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают:

а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда.

б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Из п. 2.3 ФОТС следует, что минимальная месячная тарифная ставка (далее - ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к данному Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов РФ.

Согласно приложению № 1 ММТС рабочих 1 разряда для Организаций ЖКХ составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.

Приложением №3 к Соглашению предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяются соотношением в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда. Так, тарифный коэффициент по ставке 4 разряда составляет 1,352.

Согласно подп. «б» п.2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами организации жилищно-коммунального хозяйства и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Егоров В.О. указывал, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в нарушение положений ФОТС на 2023 - 2025 годы, с ХХ.ХХ.ХХ не произвело повышение тарифной ставки, оклада, заработную плату начисляет и выплачивает не в полном объеме.

Согласно расчету истца заработная плата с учетом положений ФОТС должна рассчитываться с ХХ.ХХ.ХХ в размере часовой тарифной ставки для (...) 133,56 рублей ((...)), кроме того, доплата за работу с вредными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки, таким образом, ХХ.ХХ.ХХ Егорову В.О. не выплачена заработная плата в сумме 66 914,29 рублей (ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 65348,26 рублей, фактически начислено 49163,71 рублей; ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 49128,73 рублей, фактически начислено 36948,56 рублей, ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 61469,67 рублей, фактически начислено 46248,12 рублей, ХХ.ХХ.ХХ быть начислено 56063,17 рублей, фактически начислено 42182,36 рублей, в ХХ.ХХ.ХХ должно быть начислено 38139,41 рублей, фактически начислено 28692,20 рублей) ((...)

Данный расчет ответчиком проверен, контр-расчет ответчика является аналогичным, за исключением выплаты за ХХ.ХХ.ХХ, размер заработной платы вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск должен составлять 101863,87 рублей при фактически выплаченной заработной плате с компенсацией за этот период – 83604,52 рублей ((...)

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая вид деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», положения пп. 1.4, 1.5 ФОТС, пришел к выводу о том, что оно распространяет свое действие на ответчика, поскольку ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не представило в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению.

Разрешая требования о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции, установил, что заработная плата начислена и выплачена истцу без учета приведенных положений ФОТС, что, безусловно, нарушает его трудовые права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, руководствуясь расчетом стороны ответчика, взыскал в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с ХХ.ХХ.ХХ недоначисленную в ХХ.ХХ.ХХ компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 72726,35 рублей.

Установив нарушение трудовых прав истца действиями работодателя, выразившихся в не начислении причитающейся ему части заработной платы в установленный законом срок, руководствуясь ст.237 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции, с учетом принципов разумности и справедливости, пришел к выводу, что заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей являются чрезмерными, и взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

Оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести из взысканных сумм выплаты в страховые фонды и перечисления профсоюзных взносов, судом первой инстанции не установлено, поскольку данную обязанность ответчик выполняет в силу закона при выплате заработной платы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, исследованным судом доказательствам, оценка которым дана по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части первой ст.5 Трудового кодекса РФ).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст.5 Трудового кодекса РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС в соответствии с п. 1.21 ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС, в том числе в части оплаты труда работников.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФОТС действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС имеет прямое действие.

Доводы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает оплату труда, на которую влияют доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам и тарифам, утвержденным постановлениями Государственного комитета РК по ценам и тарифам, основанием для отмены решения суда не являются.

В силу ст. 45 Трудового кодекса РФ и п. п. 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ответчика, имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций жилищно-коммунального хозяйства установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС). В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на долгосрочный период до принятия ФОТС соответственно без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.

Согласно п. 1.21 ФОТС в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).

Таким образом, ответчик по причинам экономического характера был вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия положений Соглашения в части оплаты труда. Своим правом не воспользовался, условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения.

Утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

Так, в силу положений п. 1.22.1 ФОТС для Организаций жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1,4,5 к ФОТС), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой Организацией жилищно-коммунального хозяйства расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС, путем пересмотра системы оплаты труда в Организации жилищно-коммунального хозяйства (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).

Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28.11.2022 №№ 204 и 205, то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации истцам морального вреда, судебной коллегией отклоняется.

Из положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснений постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Таким образом, трудовым законодательством презюмируется необходимость возмещение морального вреда, причиненного работнику, любым нарушением его прав со стороны работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень их нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, поскольку в силу абзаца второго части второй ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-240/2024 (33-4448/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Егоров Виталий Олегович
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия
Управление Федеральной налоговой службы по республике Карелия
Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Курчавова Наталия Львовна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее