г. Сыктывкар Дело № 2-493/2023 (33-8054/2023)
11RS0016-01-2023-000624-29
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Жуковской С.В., Перминовой Н.А.,
при секретаре Панькиной Е.О.
рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2023 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по апелляционной жалобе Акулина К.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 июля 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований Акулина К.В. к ОМВД России по Сыктывдинскому району, УМВД России по г.Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД России о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения Акулина К.В. посредством ВКС, представителя МВД РФ по Республике Коми Жолудя С.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Акулин К.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 руб. В обоснование требований указал, что был задержан сотрудниками полиции 10.08.2022 в 10 час. 15 мин., 12.08.2022 суд избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. За указанный период до направления истца в ФКУ СИЗО... более 48 часов он не был обеспечен питанием и питьем, в связи с чем, ему причинен моральный вред.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по г.Сыктывкару, МВД России и постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с выводами суда, Акулин К.В. обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что дело подлежит передаче на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Из обстоятельств дела следует, что 10.08.2022 в 10 час. 15 мин. Акулин К.В. был задержан сотрудниками полиции при выполнении ... мероприятий, при этом оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем составлен протокол ... <Номер обезличен> об административном правонарушении.
В связи с совершением административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях истец 10.08.2022 в 19 час. 15 мин. задержан и доставлен в дежурную часть УМВД России по г.Сыктывкару (протокол об административном задержании от 10.08.2022), где находился до 21 час. 45 мин. 10.08.2022.
Также установлено, что с 21 час. 55 мин. 10.08.2022 Акулин К.В. переведен в специальный приемник УМВД России по г.Сыктывкару, откуда 11.08.2022 в 21 час 10 мин переведен в ИВС, доставлен в ИВС 11.08.2022 в 21 час 20 мин.
Как следует из протокола об административном задержании от 10.08.2022, Акулин К.В. освобожден 11.08.2022 в 12 час 50 мин в связи с задержанием его СО ОМВД России по <Адрес обезличен> в порядке ст. 91-92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления (в материалах уголовного дела <Номер обезличен> содержится протокол задержания подозреваемого от 11.08.2022 (т. 2 л.д. 140-142)).
Далее в 09 час 10 мин 12.08.2022 был отконвоирован в Сыктывдинский районный суд Республики Коми для избрания меры пресечения и постановлением суда от 12.08.2022 Акулину К.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с направлением в ФКУ СИЗО-....
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.
лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Данный Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст.7).
Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливаются особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях.
По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 КАС РФ).
Следовательно, применительно к положениям части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 31 постановления Пленума от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Дело по иску Акулина К.В. к ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Акулина К.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 июля 2023 года передать в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи