Решение по делу № 2-592/2021 от 11.02.2021

Дело № 2-592/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 апреля 2021 г.                                                                                      пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цветкова А. Я.,

при секретаре Султановой А. Р.,

с участием представителя прокуратуры Ленинского района Республики Крым Гончаровой Н. А., представителя ответчика ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» Хазиахметовой М. Р.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

        УСТАНОВИЛ:

        заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке пациентов, нуждающихся в почечной терапии методом гемодиализа и применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности по возмещению ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» указанных расходов. Исковые требования мотивированы тем, что гражданам, являющимся инвалидами, нуждающимся в заместительной почечной терапии, согласно Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2020 г. № 94, определено право на транспортировку от места получения ими медицинской помощи в стационарных условиях до места получения заместительной почечной терапии и обратно, с возмещением таких расходов Министерством здравоохранения Республики Крым. Проверкой, проведенной прокуратурой района по обращению указанных лиц, установлено, что диализный центр расположен в г. Керчь, а лица, нуждающиеся в получении заместительной почечной терапии, проживающие на территории Ленинского района, ездят туда и обратно за свой счет, что является основанием для обращения в суд.

        Представитель прокуратуры Ленинского района Республики Крым Гончарова Н. А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

        Представитель ответчика ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» Хазиахметова М. Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, подала в суд письменные возражения, пояснила, что ответчиком организована транспортировка пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до обращения прокурора в суд, пациенты доставляются в диализный центр и обратно согласно графику с начала февраля текущего года. Просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснила также, что транспортировка пациентов для ЭКО не предусмотрена действующим законодательством (л.д.27-29).

        Ответчик Министерство здравоохранения Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в суд письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что транспортировка к месту проведения заместительной почечной терапии и обратно предусмотрена Территориальной программой, на которую ссылается прокурор в иске, только для пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для иных лиц предусмотрен льготный проезд. Относительно требований о транспортировке пациентов для ЭКО в иске прокурор не указал мотивировку указанного требования (л.д.83-86).

        Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, показания свидетелей Свидетель1 и Свидетель2, изучив материалы дела, суд отмечает следующее.

        Судом установлено, что обратившиеся в прокуратуру лица, в том числе, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Свидетель1 и Свидетель2 являются инвалидами 1 группы, лицами, нуждающимися в заместительной почечной терапии методом гемодиализа (л.д.34-51).

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 указанного Закона источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

        Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Крым от 30.11.2017 г. № 2440 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи в Республике Крым» оказание медицинской помощи методом диализа для Ленинского района определен Диализный центр ГБУЗ РК «Керченская городская больница № 3».

        Указанные лица обращались за разрешением вопроса об изменении расписания маршрутного такси по маршруту г. Керчь – г. Щелкино с учетом времени проведения гемодиализа заявителями, после чего Уполномоченный по правам человека в Республике Крым 29.12.2020 г. обратилась к прокурору Республики Крым для рассмотрения вопроса о транспортировке лиц указанном категории к месту получения помощи и обратно (л.д.8-14).

        Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2020 года № 904 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которое вступило в силу с 01.01.2021 г.

        Пунктом 8.5. Территориальной программы определены условия оказания медицинской помощи гражданам, нуждающимся в заместительной почечной терапии, в том числе определено, что в амбулаторных условиях получение заместительной почечной терапии методом гемодиализа или перитонеального диализа осуществляется по направлению комиссии, создаваемой Министерством здравоохранения Республики Крым. В условиях стационара решение о необходимости проведения заместительной почечной терапии принимается врачебной комиссией медицинской организации.

        Для пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, в период получения ими специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях обеспечивается транспортировка от места получения ими медицинской помощи в стационарных условиях до места получения земестительной почечной терапии и обратно.

        Таким образом, транспортировка предусматривается только от места получения пациентов медицинской помощи в стационарных условиях до места получения земестительной почечной терапии и обратно. Для лиц, находящихся не в стационарных условиях транспортировка не предусмотрена.

        Суд также указывает, что Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.01.2012 г. № 17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» не предусматривается транспортировка пациентов.

Из материалов дела следует, что отсутствует нормативно-правовое регулирование, в соответствии с которой на органы здравоохранения возложена обязанность организовать бесплатную доставку пациента, не находящегося на стационарном лечении, к месту проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа согласно графику гемодиализа и обратно.

        Вместе с тем, ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения прокурора в суд, организовано доставление 12 граждан, нуждающихся в проведении заместительной терапии методом диализа в диализный центр на базе ГБУЗ РК «Керченская городская больница № 3» и обратно согласно графику автотранспортом ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» (л.д.30-32).

        Таким образом, до обращения прокурора в суд, данный вопрос был уже разрешен ответчиком, в связи с чем спор, как на момент подачи иска, так и на момент разрешения дела в суде, отсутствует.

        Суд также отмечает, что пунктом 8.6 Территориальной программы, определяющим условия применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), транспортировка пациентов не предусматривается, в связи с чем данное требование не может быть удовлетворено судом.

        Согласно ст. 101 ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

        Прокурор в судебном заседании не воспользовался правом на отказ от требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска в части фактического подвоза диализных больных, а также до предъявления иска в части документального закрепления путем вынесения приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

        Представитель прокуратуры Ленинского района Республики Крым в судебном заседании после получения сведений об организации ответчиком транспортировки пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также после допроса в судебном заседании свидетелей Свидетель1 и Свидетель2, пояснивших, что ДД.ММ.ГГГГ главврач ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» поставил их в известность о разрешении ситуации с транспортировкой и о начале их транспортировки с начала февраля, поддержала исковые требования о возложении на ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» обязанности организовать и обеспечить указанную услугу в полном объеме.

        При таких обстоятельствах, с учетом выполнения ответчиком ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» мер по организации транспортировки пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения прокурора в суд, а также фактическое исполнение транспортировки ещё до получения иска прокурора, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 12.04.2021 г.

Судья                                                                                              А. Я. Цветков

2-592/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района Республики Крым
Ответчики
Министерство здравоохранеия Республики Крым
ГБУЗ РК " Ленинская центральная районная больница"
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Цветков Александр Яковлевич
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее