Дело № 2-592/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 апреля 2021 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
с участием представителя прокуратуры Ленинского района Республики Крым Гончаровой Н. А., представителя ответчика ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» Хазиахметовой М. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке пациентов, нуждающихся в почечной терапии методом гемодиализа и применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанности по возмещению ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» указанных расходов. Исковые требования мотивированы тем, что гражданам, являющимся инвалидами, нуждающимся в заместительной почечной терапии, согласно Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2020 г. № 94, определено право на транспортировку от места получения ими медицинской помощи в стационарных условиях до места получения заместительной почечной терапии и обратно, с возмещением таких расходов Министерством здравоохранения Республики Крым. Проверкой, проведенной прокуратурой района по обращению указанных лиц, установлено, что диализный центр расположен в г. Керчь, а лица, нуждающиеся в получении заместительной почечной терапии, проживающие на территории Ленинского района, ездят туда и обратно за свой счет, что является основанием для обращения в суд.
Представитель прокуратуры Ленинского района Республики Крым Гончарова Н. А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» Хазиахметова М. Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, подала в суд письменные возражения, пояснила, что ответчиком организована транспортировка пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» № № от ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до обращения прокурора в суд, пациенты доставляются в диализный центр и обратно согласно графику с начала февраля текущего года. Просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснила также, что транспортировка пациентов для ЭКО не предусмотрена действующим законодательством (л.д.27-29).
Ответчик Министерство здравоохранения Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в суд письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что транспортировка к месту проведения заместительной почечной терапии и обратно предусмотрена Территориальной программой, на которую ссылается прокурор в иске, только для пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для иных лиц предусмотрен льготный проезд. Относительно требований о транспортировке пациентов для ЭКО в иске прокурор не указал мотивировку указанного требования (л.д.83-86).
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, показания свидетелей Свидетель1 и Свидетель2, изучив материалы дела, суд отмечает следующее.
Судом установлено, что обратившиеся в прокуратуру лица, в том числе, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Свидетель1 и Свидетель2 являются инвалидами 1 группы, лицами, нуждающимися в заместительной почечной терапии методом гемодиализа (л.д.34-51).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу части 2 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:
1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);
3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);
4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 11 статьи 83 указанного Закона источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Крым от 30.11.2017 г. № 2440 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи в Республике Крым» оказание медицинской помощи методом диализа для Ленинского района определен Диализный центр ГБУЗ РК «Керченская городская больница № 3».
Указанные лица обращались за разрешением вопроса об изменении расписания маршрутного такси по маршруту г. Керчь – г. Щелкино с учетом времени проведения гемодиализа заявителями, после чего Уполномоченный по правам человека в Республике Крым 29.12.2020 г. обратилась к прокурору Республики Крым для рассмотрения вопроса о транспортировке лиц указанном категории к месту получения помощи и обратно (л.д.8-14).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2020 года № 904 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которое вступило в силу с 01.01.2021 г.
Пунктом 8.5. Территориальной программы определены условия оказания медицинской помощи гражданам, нуждающимся в заместительной почечной терапии, в том числе определено, что в амбулаторных условиях получение заместительной почечной терапии методом гемодиализа или перитонеального диализа осуществляется по направлению комиссии, создаваемой Министерством здравоохранения Республики Крым. В условиях стационара решение о необходимости проведения заместительной почечной терапии принимается врачебной комиссией медицинской организации.
Для пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, в период получения ими специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях обеспечивается транспортировка от места получения ими медицинской помощи в стационарных условиях до места получения земестительной почечной терапии и обратно.
Таким образом, транспортировка предусматривается только от места получения пациентов медицинской помощи в стационарных условиях до места получения земестительной почечной терапии и обратно. Для лиц, находящихся не в стационарных условиях транспортировка не предусмотрена.
Суд также указывает, что Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 18.01.2012 г. № 17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» не предусматривается транспортировка пациентов.
Из материалов дела следует, что отсутствует нормативно-правовое регулирование, в соответствии с которой на органы здравоохранения возложена обязанность организовать бесплатную доставку пациента, не находящегося на стационарном лечении, к месту проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа согласно графику гемодиализа и обратно.
Вместе с тем, ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения прокурора в суд, организовано доставление 12 граждан, нуждающихся в проведении заместительной терапии методом диализа в диализный центр на базе ГБУЗ РК «Керченская городская больница № 3» и обратно согласно графику автотранспортом ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» (л.д.30-32).
Таким образом, до обращения прокурора в суд, данный вопрос был уже разрешен ответчиком, в связи с чем спор, как на момент подачи иска, так и на момент разрешения дела в суде, отсутствует.
Суд также отмечает, что пунктом 8.6 Территориальной программы, определяющим условия применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), транспортировка пациентов не предусматривается, в связи с чем данное требование не может быть удовлетворено судом.
Согласно ст. 101 ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
Прокурор в судебном заседании не воспользовался правом на отказ от требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска в части фактического подвоза диализных больных, а также до предъявления иска в части документального закрепления путем вынесения приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель прокуратуры Ленинского района Республики Крым в судебном заседании после получения сведений об организации ответчиком транспортировки пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также после допроса в судебном заседании свидетелей Свидетель1 и Свидетель2, пояснивших, что ДД.ММ.ГГГГ главврач ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» поставил их в известность о разрешении ситуации с транспортировкой и о начале их транспортировки с начала февраля, поддержала исковые требования о возложении на ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» обязанности организовать и обеспечить указанную услугу в полном объеме.
При таких обстоятельствах, с учетом выполнения ответчиком ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» мер по организации транспортировки пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, путем вынесения приказа ГБУЗ РК «Ленинская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения прокурора в суд, а также фактическое исполнение транспортировки ещё до получения иска прокурора, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 12.04.2021 г.
Судья А. Я. Цветков