Решение по делу № 2-408/2019 от 17.12.2018

Гр. дело № 2-408/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» февраля 2019 года                                 г. Кострома

Ленинский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова В. А. к МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» о признании незаконным отказа в предоставлении места захоронения рядом с близким родственником, признании могилы бесхозяйной (бесхозной), возложении обязанности произвести за свой счет перезахоронения,

установил:

Смирнов В.А. обратился в суд с иском к МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» о признании незаконным отказа в предоставлении места захоронения рядом с близким родственником, признании могилы бесхозяйной (бесхозной), возложении обязанности произвести за свой счет перезахоронения Х. и С. Данные требования истец мотивировал тем, что dd/mm/yy года умерла его жена, С. . Еще до смерти, 4 мая 2010 года она оформила документы на изготовление ограды места захоронения её сестры, В. , погребенной dd/mm/yy на общественном кладбищ на .... С момента захоронения, до момента смерти они осуществляли уход за могилой В. С целью погребения своей супруги, он обратился к ответчику МКУ «Городская служба захоронения» с просьбой о разрешении захоронения в пределах ограды могилы, имеющей размеры 4x2,8 метра. В этом ему было отказано, предоставлено под захоронение секция 7А, ряд 2 место 33 общественного кладбища на улице .... После захоронения супруги, он обратился с жалобой на решение МКУ «Городская служба захоронения» в администрацию города Костромы и прокуратуру. В ответе администрации города Костромы указано о предположении, что в границах огороженного захоронения В. возможно наличие иного захоронения и утверждение о том, что им якобы принято решение о захоронении его супруги секция 7А. ряд 2 место 33 общественного кладбища на .... В ответе прокуратуры города Костромы отражено, что на указанном земельном участке имеется захоронение иного лица, произведённое dd/mm/yy. При этом, прокурор, рассматривающий его обращение, не установил нарушений действующею законодательства. По результату рассмотрения его жалобы на месте захоронения от 17.12.1977, 12.11.2018 была установлена табличка о предполагаемом в будущем решении о признании захоронения Х. , dd/mm/yy захоронения бесхозяйным. С принятыми решениями он не согласен. Как видно, из представляемых документов, 4 мая 2010 года его супругой, при нем была приобретена ограда размерами 6,4 погонных метра за 2816 рублей, что подтверждается счет-заказом 000605/02 выданным МП г. Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание». Указанная ограда, при нем была установлена работниками МП г. Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание» по периметру места захоронения В. , за отдельную плату, которую они им выдали на руки. Иного места установки ограды, сотрудниками МКУ «Городская служба захоронения» не установлено. Данный факт подтверждается в ответе, выданном прокуратурой города 31.10.2018 №7-1 195-2018. Что касается иного захоронения, на территории захоронения В. , огороженной оградой, то в силу требований, закрепленных п. 6.1. Постановления Администрации города Костромы от 23.04.2015 № 837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы" в случае обнаружения места захоронения, в отношении которого уход не осуществляется более года, при условии, что со дня погребения прошло более 20 лет, такое место захоронения может быть признано бесхозяйным (бесхозным). На протяжении с даты захоронения В. они с супругой, осуществляли уход за ее могилой. С целью, последующего захоронения родственников, в порядке предусмотренном п. 2.3. Постановления Администрации города Костромы от 23.04.2015 №837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы", ими, с разрешения и при участии МКУ «Городская служба захоронения» была установлена ограда места захоронения В. , размерами 4x2.8 метра (ограда установлена не по всей длине сторон места захоронения). Участия в содержании могилы с захоронением от 17.12.1977 года они участия не принимали. Как им было указано ранее, при условии, предусмотренном п. 6.1.1 Постановления Администрации города Костромы от 23.04.2015 №837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы" захоронение в границах ограды места захоронения В. должно быть признано бесхозяйным (бесхозным) в 1998 году, при условии соблюдения требований порядка признания захоронения бесхозяйным (бесхозным), предусмотренном разделом 6 Постановления Администрации города Костромы от 23.04.2015 №837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы". Указанного требования нормативно правового акта, опубликованном в "Официальный вестник города Костромы", №18, 24.04.2015, сотрудниками МКУ «Городская служба захоронения» исполнено не было, что повлекло нарушение его прав на захоронение С. рядом с близким родственником. Кроме того, при принятии решения об отказе в захоронении С. рядом с В. , так же были проигнорированы условия соблюдения размеров для предоставления места захоронения, предусмотренные п. 2.3. Постановления Администрации города Костромы oт 23.04.2015 №837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы", где расстояние между могилами допускается не менее 0.3 м. В настоящее время расстояние между захоронением В. и захоронением от dd/mm/yy составляет 2 метра, таким образом минимальные расстояния по ширине 1,5 м + (2x0,3м) для погребения С. были бы соблюдены. Согласно требования, предусмотренного п. 6.5. Постановления Администрации города Костромы от 23.04.2015 №837 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории юрода Костромы" в случае, если по истечении 12 месяцев со дня выставления в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Порядка информационной таблички за местом захоронения не будет произведен уход или не будет приведено в порядок, оформлен могильный холм, убран мусор и т.д.), уполномоченный орган передает информацию в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы, который направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным). Исходя из изложенного, просит суд признать решение МКУ «Городская служба захоронения» в части отказа в предоставлении места захоронения С. рядом с близким родственником В. незаконным, признать могилу Х. , захороненного dd/mm/yy бесхозяйной (бесхозной), обязать МКУ «Городская служба захоронения» произнесли за свой счет перезахоронение Х. , захороненного dd/mm/yy, и обязать МКУ «Городская служба захоронения» произвести за свой счет перезахоронение С. из захоронения секция 7А, ряд 2 место 33 общественного кладбища на улице Костромской в г. Костроме на место рядом с близким родственником В. .

К участию в деле судом в качестве третьих лиц были привлечены Яблоков П.С. – лицо, ответственное за захоронение В. и Смирнов Ю.В. – сын истца.

В судебном заседании истец Смирнов В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ «Городская служба захоронения» по доверенности Гурьев О.Л, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск

Третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Также не явились в судебное заседание третьи лица Яблоков П.С. и Смирнов Ю.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, и не сообщившие об уважительности причин их неявки.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Силу статьи 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле», на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В соответствии со ст.18 Закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы утвержденным постановлением Администрации города Костромы № 299 от 27.02.2012 г., постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее Порядок), и иными нормативными правовыми актами города Костромы.

Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2., 2.3 Порядка, погребение умершего на территории города Костромы осуществляется путем предания тела (останков) или урны с прахом умершего земле (далее - погребение умершего). К лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, относится лицо, являющееся по отношению к умершему супругом, близким родственником (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иным родственником либо законным представителем умершего, а при отсутствии таковых - иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего. Участок земли для погребения тела (останков) или урны с прахом умершего предоставляется учреждением лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе, в размере 2,8 м х 2,2 м (6,16 кв. м) и таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего. Принимая во внимание волеизъявление умершего, на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также для погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, участок земли для одиночного захоронения предоставляется на безвозмездной основе в размере 1,5 м x 2,2 м (3,3 кв. м). ж) для погребения с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами):

- близкого родственника или супруга - представляются документы, подтверждающие родство умершего с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами), или письменные заявления родственника (родственников) умершего и захороненного в ограде лица (лиц) и (или) ответственного лица о согласии произвести захоронение с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами);

- граждан, не являющихся близкими родственниками умершего и захороненного в ограде лица (лиц), - представляется письменное заявление родственника (родственников) умершего и захороненного в ограде лица (лиц) и (или) ответственного лица о согласии произвести захоронение с ранее умершим и захороненным в ограде лицом (лицами);

В силу п. 2.7 Правил, уполномоченный орган выдает лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в день обращения заключение о выделении земельного участка для погребения умершего по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку или заключение о повторном захоронении умершего по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 2.10.2 Правил, в выделении участка земли для погребения тела (останков) умершего, предания земле урны с прахом умершего, установки намогильного сооружения и (или) могильной ограды на общественных кладбищах города Костромы отказывается в случае:

а) непредставления документов, определенных пунктами 2.5, 2.6, 2.9 настоящего Порядка;

б) обращения лица, не относящегося к числу лиц, определенных пунктом 2.1 настоящего Порядка;

в) отсутствия свободного участка для захоронения умершего рядом с могилой ранее умершего близкого родственника или ранее умершего супруга;

г) несоответствия намогильного сооружения и (или) могильной ограды требованиям, установленным Правилами содержания мест погребения в городе Костроме, утвержденными решением Думы города Костромы от 30 июня 2011 года N 145.

Решения об отказе в выделении участка земли для погребения тела (останков) умершего, предания земле урны с прахом умершего, установки намогильного сооружения и (или) могильной ограды оформляются заключениями уполномоченного органа, проставляемыми на соответствующих заявлениях лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. Заключения должны содержать предусмотренные настоящим пунктом основания для отказа.

Копия заявления с заключением уполномоченного органа выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в день обращения с соответствующим заявлением. В случае отказа лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, от получения копии заявления с заключением уполномоченного органа на заявлении проставляется отметка об отказе в получении, копия заявления с заключением уполномоченного органа направляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, почтовым отправлением.

Статьей 21 Закона, разделом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) определено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территории г. Костромы полномочиями по предоставлению земельных участков для погребения тела умершего или урны с прахом с 2015 года осуществляет МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».

Судом установлено, что dd/mm/yy умерла супруга истца С. , что подтверждается свидетельством о смерти I-ГО .

07 марта 2018 года сыном умершей С. Смирновым Ю.В. в МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» было подано заявление о выделении земельного участка для погребения умершей С. , в котором Смирнов Ю.В. указал, что место погребения с родственниками согласовано.

07 марта 2018 года Смирнову Ю.В. было выдано заключение о выделении земельного участка для погребения С. на вновь выделенном земельном участке площадью 6,16 кв.м. на кладбище на ... секция 7а ряд 2 место 33.

Также в этот же день Смирновым Ю.В. в МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» было подано заявление о выдаче разрешения на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды в секции 7а ряд 2 место 33 на кладбище на ..., на которое также было выдано положительное заключение.

Впоследствии на данном земельном участке было произведено захоронение С.

Полагая, что захоронение С. должно было быть произведено не на вновь выделенном земельном участке, а на огороженном земельном участке рядом с захоронением В. , погребённой dd/mm/yy, в чем было отказано, истец Смирнов В.А. обратился с настоящим иском в суд.

Вместе с тем, доказательств того, что лицо, взявшее на себя обязательства по захоронению С. Смирнов Ю.В., либо сам истец обращался в МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений» в установленном порядке с таким заявлением, и что ему выдавалось заключение об отказе в предоставлении такого земельного участка, не имеется.

Из пояснений представителя ответчика следует, что со слов сотрудника кладбища ему известно, что родственник С. изначально обратился к ним устно по вопросу возможности захоронения С. в месте захоронения В. , однако документов, подтверждающих родство между В. и С. у него не было, как не было и письменного согласия на захоронение С. от лица, ответственного за захоронение В. , которым является Яблоков П.С., поэтому Смирновым Ю.В. 07.03.2018 года и было подано заявление о захоронении С. на вновь выделенном земельном участке.

Отсутствие на момент обращения документов, подтверждающих родство С. и В. , подтвердил в судебном заседании и сам истец, указав, что документов о родстве С. и В. у него не имеется, его умершая супруга С. , являлась племянницей В. , за могилой которой они ухаживали с женой. Не представлено таких документов и на момент рассмотрения дела.

Как следует из пояснений истца, рядом с могилой В. имеется свободное, по его мнению, место для захоронения, и его женой в 2010 году на данном месте установлена ограда, куда он и хочет захоронить С.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что рядом с захоронением В. (секция 31 ряд 17 место 14) имеется захоронение Х. , захороненного dd/mm/yy году (секция 31 ряд 17 место 13), могильный холм которого отсутствует.

Оснований полагать, что Хатанзейский В.Т. является родственником С. , не имеется. Также не установлено и доказательств того, что производилось перезахоронение Х.

В соответствии с п. 6.1 Правил, место захоронения, в отношении которого уход не осуществляется более года, при условии, что со дня погребения прошло более 20 лет, может быть признано бесхозяйным (бесхозным).

Вместе с тем, на момент смерти С. данное захоронение Х. не было признано бесхозяйным.

Порядок признания захоронения бесхозяйным установлен пп. 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.7 Правил, в соответствии с которыми для признания места захоронения бесхозяйным (бесхозным) комиссия, созданная уполномоченным органом, составляет акт о состоянии места захоронения, в котором указываются: секция, ряд, номер участка, сведения об умершем, описание места захоронения, дата установления информационной таблички,

На могильном холме захоронения, в отношении которого составлен акт, выставляется информационная табличка, содержащая обращение о необходимости приведения могилы в порядок с предупреждением о возможности признания в последующем места захоронения бесхозяйным (бесхозным), и дату ее установки. Учет информационных табличек фиксируется уполномоченным органом в специальном журнале, в котором указываются: дата установки таблички, дата составления акта о состоянии захоронения, секция, ряд, номер участка, сведения об умершем (фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата смерти).

В случае, если по истечении 12 месяцев со дня выставления в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Порядка информационной таблички за местом захоронения не будет произведен уход или не будет приведено в порядок (оформлен могильный холм, убран мусор и т.д.), уполномоченный орган передает информацию в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы, который направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным).

После вступления в законную силу решения о признании места захоронения бесхозным возможна эксгумация, кремация останков умерших для осуществления уполномоченным органом перезахоронения на специально выделенных участках кладбища.

Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации с последующей кремацией останков и их захоронением на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что 12.11.2018 года на могиле Х. была установлена табличка № 10 на которой указано на необходимость содержания данного места захоронения в соответствии с Правилами содержания, также указано, что если за местом захоронения не будет произведен уход или не будет приведено в порядок (оформлен могильный холм, убран мусор и т.д.), уполномоченный орган передает информацию в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы, который направляет заявление в суд о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным).

На момент обращения Смирнова В.А. в суд и на момент рассмотрения дела 12-тимесячный срок со дня выставления на могиле информационной таблички не истек, поэтому оснований для предъявления требований о признании места захоронения бесхозяйным (бесхозным), не имеется.

Более того, истец не является лицом, уполномоченным на предъявление данного требования в суд.

Таким образом, требования Смирнова В.А. о признании места захоронения Х. бесхозяйным (бесхозным) и его перезахоронении не подлежит удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, а именно то, что захоронение С. на вновь выделенном земельном участке на кладбище на ... в секции 7а ряд 2 место 33 произведено на основании заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершей, доказательств обращения его, либо иного лица с письменным заявлением с приложенными к нему необходимыми документами для захоронения С. рядом с местом захоронения В. не имеется, как и не имеется заключения об отказе в предоставлении такого места для захоронения С. , а также принимая во внимание то, что на момент смерти С. земельный участок, на котором имеется захоронение Х. , расположенное рядом с захоронением В. , не мог быть предоставлен под новое захоронение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова В.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смирнова В. А. к МКУ г. Костромы «Городская служба захоронения» о признании незаконным отказа в предоставлении места захоронения рядом с близким родственником, признании могилы бесхозяйной (бесхозной), возложении обязанности произвести за свой счет перезахоронения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.

Судья Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 года

2-408/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Виталий Александрович
Ответчики
МКУ "Городская служба захоронений"
Другие
Управление ЖКХ Администрации г. Костромы
Смирнов Ю.В.
Яблоков П.С.
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее