№2-4109/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Мельник В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуратенок В.Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периода работы в стаж работы, перерасчете пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Скуратенок В.Л. является пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в войсковой части <данные изъяты>. Сразу после увольнения с военной службы истец был принят на работу в г.Петрозаводске Республики Карелия. При обращении к ответчику за перерасчетом базового размера страховой части пенсии истцу было отказано. С данным отказом истец не согласен, просит обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель истца Григорьева Т.А., действующая по ордеру, в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагая их необоснованными.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Скуратенок В.Л. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии служба истца в армии по призыву учтена ответчиком только в страховой стаж. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия по вопросу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу по призыву в Мурманской области.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком отказано во включении истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера, а также в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода прохождения военной службы в войсковой части №, дислоцировавшейся в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п.7, п.11 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Военная служба и иная приравненная к ней служба засчитывается в общий трудовой стаж, необходимый для определения размера пенсии (п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ).
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
В обоснование исковых требований сторона истца ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии.
Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно разъяснениям п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из пояснений стороны истца, его военного билета, справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной командиром войсковой части №, справки Центрального архива Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную военную службу в войсковой части №, в указанный период войсковая часть № дислоцировалась в <адрес>.
После увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроился в Петрозаводский деревообрабатывающий комбинат, расположенный в г.Петрозаводске.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029), Мурманская область (г.Североморск) является районом Крайнего Севера (РКС), г.Петрозаводск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС).
Таким образом, поскольку истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего севера (РКС), в силу названных норм период прохождения военной службы по призыву подлежит учету в стаж работы в РКС. Соответственно, у истца имеется право наперерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для понуждения ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
Требование истца о перерасчете подлежит частичному удовлетворению в силу следующего.
При обращении истца за назначением пенсии им не были представлены документы, подтверждающие военную службу в районах Крайнего Севера, что следует из перечня приложенных к заявлению документов. Представленная справка о прохождении военной службы по призыву таких сведений не содержала.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению справку Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ., письмо Военного комиссариата г.Петрозаводск от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, соответствующий перерасчет в силу закона должен быть произведен с месяца, следующего за тем, в котором истец обратился с заявлением к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что при первоначальном обращении им были представлены трудовая книжка и военный билет, в которых указан период прохождения военной службы, суд не принимает во внимание, учитывая, что из указанных документов не следует место дислокации военной части, в которой проходил военную службу истец, что имеет значение при определении пенсионных прав истца.
Ссылку истца на справку войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ суд не учитывает, поскольку в материалы дела не представлено доказательств представления истцом данной справки при обращении за назначением пенсии. Кроме того, из данной справки прямо не следует место дислокации войсковой части, где истец проходил военную службу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Скуратенок В.Л. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Егорова Скуратенок Виктора Леонидовича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко