Дело № 3а-133/2017
Мотивированное решение изготовлено 5.12.2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 30 ноября 2017 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Ярослава Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Антонов Я.А. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
земельный участок площадью 24 081 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 905 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 15540 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 520 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 2109 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 342 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 1602 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 260 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 5937 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 963 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 11605 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 882 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 5361 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 869 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 15046 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 440 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 2263 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 367 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 5165 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 838 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 1018 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 165 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
земельный участок площадью 106145 кв.метров с кадастровым номером №, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 6 846 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.
Административное исковое заявление обосновано следующим: Антонову Я.А. на праве собственности принадлежат указанные земельные участки. Кадастровая стоимость земельных участков применяется с 1 января 2012 года и утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 г. № 976п. Кадастровая стоимость земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером № - 11777776,96 рублей, с кадастровым номером № - 7600458,60 рублей, с кадастровым номером № – 1031490,81 рублей, с кадастровым номером № – 783522,18 рублей, с кадастровым номером № - 2903727,33 рублей, с кадастровым номером № – 5675889,45 рублей, с кадастровым номером № – 2622011,49 рублей, с кадастровым номером № – 7358848,14 рублей, с кадастровым номером № - 1106810,67 рублей, с кадастровым номером № – 2526149,85 рублей, с кадастровым номером № – 497893,62 рублей, с кадастровым номером № – 51914458,05 рублей.
Административным истцом произведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2009 года. Согласно отчету ООО «Ярэксперт» определена рыночная стоимость земельных участков: земельного участка с кадастровым номером № в размере 3 905 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 2 520 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 342 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 260 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 963 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 1 882 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 869 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 2 440 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 367 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 838 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 165 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 6 846 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель Антонова Я.А. по доверенности Михалевская Н.С. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил восстановить пятилетний срок на оспаривание кадастровой стоимости.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области представлен отзыв на административный иск, в котором административный ответчик оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Ярославской области представило письменный отзыв на административный иск, в котором подтверждает, что земельные участки учтены в государственном кадастре недвижимости 22 октября 2007 года, подтвердило кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области № 976-п и применяемую с 01 января 2012 года по настоящее время.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представило суду отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что сведения о кадастровой стоимости заявленных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости 14 января 2012 года. В настоящее время пятилетний срок на оспаривание кадастровой стоимости истек, в связи с чем просит отказать в удовлетворении административного искового заявления Антонова Я.А.
Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 14 января 2012 года.
С административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка Антонов Я.А. обратился 06 октября 2017 года. В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в досудебном порядке административный истец не обращался.
При таких обстоятельствах, административный иск об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка подан административным истцом за пределами установленного законом пятилетнего срока его оспаривания.
Таким образом, срок обращения с настоящим административным иском административным истцом пропущен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.
Анализ причин пропуска срока, указанных в ходатайстве, а также результаты исследования и оценки материалов административного дела не дают оснований суду для удовлетворения ходатайства.
Антонов Я.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № на основании договора купли-продажи № 1 от 25 ноября 2014 года, №, №, № и № на основании договора купли-продажи № 2 от 23 декабря 2015 года, № на основании договора купли-продажи № 1 от 18 ноября 2013 года, № на основании договора купли-продажи № 1 от 23 декабря 2015 года, № на основании договора купли-продажи № 1 от 28 апреля 2015 года, № на основании договора купли-продажи № 1 от 18 сентября 2014 года, № на основании договора купли-продажи № 1 от 23 октября 2014 года, № на основании договора купли-продажи № 5 от 11 марта 2015 года, № на основании договора купли-продажи № 2 от 09 января 2014 года.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков установлена Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области» и внесена в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 14 января 2012 года.
Из материалов дела усматривается и административным истцом не оспаривается, что договор между Антоновым Я.А. и ООО «Ярэксперт» на оказание услуг по оценке рыночной стоимости данных земельных участков заключен 03 августа 2017 года, то есть через значительный период времени после истечения пятилетнего срока обращения с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.
При этом суд учитывает, что Антонов Я.А. является собственником земельных участков и плательщиком земельного налога, поэтому он с момента приобретения земельных участков в собственность осведомлен о характеристиках принадлежащих ему земельных участков, размере их кадастровой стоимости, дате внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости. С учетом положений пункта 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено налоговым органом за три налоговых периода. Неполучение налогового уведомления в 2015, 2016 гг. не свидетельствует о наличии объективных причин, препятствующим Антонову Я.А. обратиться с административным иском в установленный срок.
Довод ходатайства о тяжелом финансовом положении административного истца не является основанием для восстановления пропущенного срока. Материалы дела не содержат доказательств тяжелого материального положения истца, которое не позволило бы Антонову Я.А. реализовать свое право в предусмотренный законом срок.
Установленный в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости связан с моментом внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, а не с моментом возникновения у административного истца права на соответствующие объекты недвижимости.
С момента приобретения права собственности на земельные участки у административного истца имелся разумный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Сам по себе факт непринятия органом государственной власти Ярославской области новой государственной кадастровой оценки земель промышленности не является безусловным основанием для восстановления пропущенного срока. Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Антонова непринятием компетентным органом новой оценки, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № административным истцом пропущен, оснований для восстановления данного срока не имеется.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска Антонова Я.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Антонова Ярослава Анатольевича оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин